Поговорка гласит, что 90% населения Гаити – католики, а 100% – водуисты. Действительно, синкретический афрохристианский культ воду, сформированный в среде африканских рабов и получивший широкое распространение в Гаити, не столько конкурирует, сколько взаимодействует с католицизмом. Основу культа составляют верования в магическую силу божеств, или лоа, воплощающих природные силы и духов предков, и в возможность установить с ними духовную связь. За пределами Гаити бытует мнение о воду как о сатанинском культе, связанном с черной магией. На самом деле воду сложился из сочетания традиционных западноафриканских культов с элементами католицизма и включает в себя поклонение Иисусу Христу и богоматери, а многие лоа отождествляются с католическими святыми. Некоторые расценивают воду как одну из последних «жизнеспособных» религий. В отличие от христианской сдержанности во время отправления культа, воду ориентирован на полное развоплощение личности в обрядовой церемонии, включающей приношение в жертву животных и ритуальные танцы под барабанную музыку. Участник стремится к тому, чтобы впасть в психический транс – тогда считается, что его как бы «оседлывает» вызываемый лоа, который и начинает говорить его устами. Гаитянские правительства время от времени пытались запретить воду. Диктатор Франсуа Дювалье (1957–1971) не отменял законов, формально запрещавших воду, но при этом тайно покровительствовал этому культу, используя его в политических целях. В 1987, после свержения династии Дювалье, новая конституция легализовала водуизм.
Протестантизм исповедуют ок. 16% верующих, и этот показатель растет. С конца 1970-х в стране развернули широкую миссионерскую деятельность североамериканские религиозные секты – Адвентисты Седьмого Дня, баптисты и др. Они проникли в отдаленные сельские уголки и начали теснить католицизм и воду. Протестантская епископальная церковь имеет в своем распоряжении крупную радиостанцию.
В 1980-е молодые представители низшего католического клира организовали среди крестьян движение за земельную реформу, а в городах создали общественные движения среди рабочих, женщин и молодежи. Эти клирики, носители т.н. «теологии освобождения», начали подрывать официальную дювальистскую церковную иерархию (в 1966, по конкордату с Ватиканом, гаитянская церковь получила разрешение выдвигать на высшие церковные посты местных жителей). Тем самым они способствовали глубоким преобразованиям как в церковной, так и в политической жизни страны. Католическая радиостанция «Радьо Солей» («Радио Солнце») и общины молодых церковных священнослужителей стали рупором антидювальистской оппозиции. Один из лидеров этого движения, священник Жан Бертран Аристид, в 1991 стал первым демократически избранным президентом Гаити.
Смотрите также
Диалектика урбанизации и миграции в России
Связь урбанизации и миграции в России сложна и неоднозначна.
Эти два процесса могут совпадать по своей направленности, но могут и
противостоять друг другу. Устойчивая массовая миграция п ...
Голубые горы 'сибирской Швейцарии'
В Саяно-Шушенском заповеднике в 2013 году появятся первые туристические маршруты. Этот труднодоступный район Южной Сибири, где природа сохранилась в неизменном, диком, виде, называют "сибирской ...
Особенности размещения железнодорожного транспорта в России
...