Несмотря на наличие в большинстве развитых стран регистров населения, традиционные переписи населения проводятся регулярно раз в 5 – 10 лет.
ООН направила во все страны мира предложения о проведении, Переписи населения на пороге третьего тысячелетия, рекомендовав составление подобных «фотопортретов» населения раз в 10 лет.
Перепись населения составляет основу национальной статистики каждой страны и является одним из наиболее важных источников сведений о демографической и социальной ситуации.
В развитых странах мира твердо убеждены, что выгоды, которые можно получить от переписи, значительно превышают затраты на ее проведение. Кроме того, перепись является своего рода стимулом политический жизни общества, способствует ее демократизации.
Собранная в ходе переписей информация используется только для статистических целей и является строго конфиденциальной и не может быть передана какой-либо организации или частному лицу.
Переписные анкеты разных стран очень похожи. Вместе с тем, в каждой стране используют свои приемы в подготовке к переписи, свои методы работы с населением, учитывая национальные особенности и традиции общества.
Приведем некоторые данные из опыта проведения последних переписей населения в зарубежных странах.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
перепись населения проводится каждые 10 лет. Последняя 20-я перепись состоялась 29.04.2001 года. Строгие требования предъявляются там к социальным работникам, которых привлекают к проведению переписи. Они должны пройти специальный курс обучения, а за 3 дня до переписи объяснить всем жителям своего района, как правильно заполнять анкету. Социальные работники должны быть коммуникабельными, вежливыми, тактичными, терпеливыми, хорошо организованными, четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Переписчики доставляли анкеты гражданам на дом, а заполненные анкеты граждане сами бесплатно отсылали по почте.
В ЧЕХИИ
в ночь с 28 февраля на 1 марта 2001 года прошла перепись населения. Какие же сведения собирало чешское государство о своих обитателях? Формуляр анкеты состоял из 3-х частей:
1-я часть содержала вопросы личного характера (Ф.И.О., возраст, родной язык, вероисповедание). Кстати, кроме формуляра кассир-счетовод был обязан предоставить ему и шариковую ручку, коей необходимо было заполнять анкету. Вроде мелочь, а приятно.
2-я часть формуляра была рассчитана на владельцев домов. Вопросы касались технического состояния жилища, его расположения, оборудования.
3-я часть – была адресована хозяевам квартир: количество комнат, состояние мебели, наличие компьютера или мобильного телефона, способ отопления и даже число машин в гараже.
За уклонение от участия в переписи было предусмотрено наказание – денежный штраф в 10000 крон. За сохранность добытой информации счетоводы отвечали головой. Каждый счетовод давал подписку о неразглашении сведений и за ее нарушение болтливому чиновнику грозил штраф в 200000 крон. Все мешки с заполненными формулярами охранялись не хуже, чем золотые слитки в банковском сейфе. После первичной обработки данных части анкет, содержащих фамилию, имя, отчество были уничтожены, так что каждый человек превратился в безликую статистическую единицу.
В США
перепись населения прошла в марте 2000 года. Основным отличием ее от российской является способ сбора информации о населении. В США он проводится путем адресной рассылки всем жителям страны переписных анкет, которые после заполнения отсылаются обратно в Бюро по переписи населения США. На заключительном этапе специальные переписчики приходят в дома тех жителей, переписные анкеты которых не были получены Бюро переписи.
Убедившись, что система штрафов за уклонение от переписи не эффективна, американский конгресс согласился увеличить бюджет переписи в 6 раз. Деньги были потрачены, прежде всего, на рекламу переписи. Все школы получили бесплатные учебные материалы под названием «Для чего нужна перепись?» Как и на президентских выборах, детей призывали агитировать своих родителей участвовать в мероприятиях переписи. Платной стала и реклама переписи в СМИ. Реклама звучала на 17 языках.
Сосчитать каждого американца стоило 22 доллара. Итого 6 с лишним млрд. на все мероприятие. Для сравнения: Российский Госкомстат намерен сделать то же самое в 30 раз дешевле: за 22 руб. на человека.
Смотрите также
Италия. Комплексная географическая характеристика
Италия - одна из древнейших стран мира и в
тоже время это сравнительно молодое государство, появившееся на политической
карте лишь немногим более ста лет назад после окончательного объединен ...
Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде
всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества
транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему
превращаться в некую ...
Ледники Алтая
...