Официально внешняя политика Израиля направлена на поиск мирного разрешения конфликта на Ближнем Востоке, преодоление дипломатической изоляции и установление добрососедских отношений со всеми арабскими странами. В первые годы своего существования Израиль проводил политику неприсоединения («неидентификации»), стремясь добиться признания как можно более широкого круга государств, однако в дальнейшем целый ряд обстоятельств способствовал укреплению его политических и экономических связей со странами Западной Европы и США. Наибольшее значение для Израиля имеют отношения с его арабскими соседями. За свою недолгую историю Израиль участвовал в шести войнах с соседними государствами, отношения с которыми первоначально определялись соглашениями о перемирии, заключенными в 1949 с Египтом, Сирией, Ливаном и Трансиорданией. Только в 1979 был подписан мирный договор между Израилем и Египтом, а в 1994 заключен аналогичный договор с Иорданией. В 1993 подписана совместная декларация Израиля и ООП, а также ряд дополнительных соглашений. Вслед за Мадридской конференцией 1991 и соглашениями в Осло в 1993 Израиль установил или возобновил дипломатические отношения с 62 странами. Представительства в Израиле открыли восемь арабских стран (в том числе Марокко, Тунис, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн и другие), но после начавшейся в сентябре 2000 второй палестинской Интифады все они были закрыты. До начала перестройки отношения Израиля с Советским Союзом и странами Восточной Европы складывались непросто. СССР одним из первых признал Израиль и даже оказывал ему военную помощь, в дальнейшем, однако, контакты между двумя странами неоднократно прерывались. Советская экономическая и военная помощь арабским странам и разрыв в 1967 отношений СССР и его союзников с Израилем ускорили его переход в лагерь западных держав. В октябре 1991 дипломатические отношения были восстановлены, а через два месяца после распада СССР Израиль установил отношения с большинством бывших советских республик. Сложные и многосторонние связи с США существовали еще до провозглашения независимости Израиля. Официально Израиль не является союзником США, но американская сторона подчеркивает свою заинтересованность в обеспечении политической независимости и территориальной целостности всех государств Ближнего Востока, включая Израиль. Не простые отношения Израиль связывают и с большинством стран Западной Европы, особенно с Францией и Великобританией. Долгое время вторым по значению после США партнером для Израиля была ФРГ, отношения с которой были установлены в 1965. В 1975 Израиль подписал договор о зоне свободной торговли с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС), позволивший расширить экономические связи страны. Однако в политической области между Израилем и Европой и сегодня сохраняются значительные разногласия, вызванные различными подходами в разрешении арабо-израильского конфликта. В настоящее время Израиль поддерживает отношения со 153 странами, в том числе с Египтом, Иорданией, Турцией и Мавританией; отказываются признавать Израиль 39 государств, главным образом на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Вооруженные силы.
Армия обороны Израиля (АОИ, на иврите – Цва Хагана ле-Исраэль, Цахал) была основана в 1948 и представляет довольно мощную военную силу. Значительная часть государственного бюджета расходуется на оборону, преимущественно на новейшее вооружение, которое закупается за рубежом или производится оборонной промышленностью. В период 1950-1966 расходы Израиля на оборону составляли порядка 9% ВНП. Особенно быстро военные расходы стали расти после войны 1967, поднявшись до рекордного уровня 46,3% в 1973. Военные ассигнования в 1996 достигали 10,6% ВНП. Большие расходы на оборону были бы невозможны без военной помощи со стороны США, которые считаются основным военно-стратегическим союзником Израиля на Ближнем Востоке. Ежегодно Вашингтон оказывает Израилю безвозмездную военную помощь в размере от 1,7 до 2 млрд. долл. Высшим органом военного руководства страны является правительственная комиссия по вопросам безопасности во главе с премьер-министром, который является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Непосредственное руководство армией осуществляет министр обороны. Все три рода войск (сухопутные, военно-воздушные и военно-морские) действуют под общим командованием Генерального штаба во главе с начальником штаба в чине генерал-лейтенанта. Начальник штаба, одновременно занимающий пост командующего сухопутными войсками, назначается правительством по рекомендации премьер-министра и министра обороны сроком на три года, который обычно продлевается еще на год. По данным на 2003, численность АОИ составляла 167,6 тыс. человек, включая 138,5 тыс. призывников. В запасе находится 430 тыс. человек. Призыву в армию подлежат юноши с 17 до 25 лет и девушки с 18 до 26 лет. Женщины служат в армии наряду с мужчинами практически во всех родах войск, включая боевые соединения. Призывники, не получившие 10-летнего школьного образования, в обязательном порядке направляются на курсы, а тем, кто не окончил полную 12-летнюю среднюю школу, предоставляется возможность завершить ее во время прохождения службы. Поощряется учеба кадровых офицеров в высших учебных заведениях. Освобождение от военной службы предоставляется по религиозным и другим причинам. Из национальных меньшинств служат только друзы и черкесы, в то время как арабы могут быть зачислены добровольцами. Юноши служат в армии три года, не состоящие в браке девушки – 21 месяц. После этого каждый солдат переводится в запас и приписывается к определенному подразделению. При небольшом числе призывников и ограниченном кадровом составе АОИ опирается в основном на резервистов, регулярно проходящих переподготовку. Во время войны этот контингент образует костяк вооруженных сил. Мужчины в возрасте до 50 лет служат примерно от 30 до 45 дней в году, но временами при чрезвычайных обстоятельствах этот срок увеличивается до 60 дней и более. Сухопутные войска (около 125 тыс. чел., включая 114,7 тыс. служащих по призыву) состоят из механизированных и бронетанковых частей, отдельных артиллерийских дивизионов, частей связи и других подразделений. Большая часть вооружения и военно-технического снаряжения – израильского производства. В частности, основу танкового парка (свыше 3,95 тыс. ед.) составляют танки «Меркава» (1790 ед.), которые постепенно заменяют устаревшую технику. На вооружении АОИ состоят также БМП и БТРы (ок. 7,7 тыс. ед.), противотанковые управляемые ракеты (ПТУР, 1,2 тыс. ед.), зенитные ракетные комплексы (ЗРК и ПЗРК, ок. 2,5 тыс. ед.) и другие средства противовоздушной обороны. Важное внимание в военной доктрине уделяется развитию ВВС (36 тыс. чел.). Они насчитывают 709 боевых самолетов, включая самолеты американского производства F-15 и F-16 различных модификаций, и 173 боевых вертолета. Кроме того, ВВС располагает более чем 100 самолетами других типов: военно-транспортными, разведывательными, учебными и др. До 2008 на вооружение ВВС Израиля должны поступить еще 102 многофункциональных истребителя F-16i американского производства. Кроме того, в рамках программы модернизации вооруженных сил «Армия-2010» предполагается завершить создание единой системы противоракетной обороны, при этом не исключается формирование на ее основе нового рода войск. На вооружении ВМС (около 6,5 тыс. чел.) стоят 56 боевых и 40 вспомогательных кораблей.
Смотрите также
Прибрежная зона Владивостока
Сохранение природной
среды является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным
человечеством. Влияние человека на природу началось очень давно.
Воздействие человека на ...
Народы Украины, Молдовы, Белоруссии
Экономическое и политическое развитие,
естественные и исторические особенности Украины отразились на характере роста,
составе и географии её населения. Наибольшее влияние в советск ...
Демографическая политика в России
В начале 90-х годов Россия вступила в полосу
острейшего демографического кризиса. Численность населения РСФСР на период
распада СССР составляла 149 млн. человек. С середины 1991 г. смерт ...