В связи с вытянутостью страны с севера на юг ее сеть железных и автомобильных дорог развивались преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей, что удорожает их эксплуатацию.
В Италии исключительно велика роль автомобильного транспорта: на него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов. Около половины автомобильных дорог приходится на северную Италию, на Юге страны густота дорожной сети значительно меньше.
Железные дороги уступают по значению автомобильным однако сейчас в железнодорожное строительство стало вкладываться больше капитала, чем в автотранспортное. Некоторые главные линии резко выделяются по техническому оснащению. В результате такой модернизации, например, на линии Рим-Флоренция поезд может развивать скорость до 200 км/ч.
Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на средиземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны. На берегах Италии расположено 144 порта.
В грузообороте портов преобладает нефть и другое минеральное сырье. Самый крупный итальянский порт Генуя - один из важнейших во всем Средиземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего Северо-Запада Италии, а также для Швейцарии. Главный соперник и конкурент Генуи на Адриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы. через Триест Северо-Восточная Италия связывается с другими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии.
Значительно увеличился грузооборот портов Южной Италии (Аугусты и Таранто) , что объясняется развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Один из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь является центром связей Апеннинского полуострова с Сицилией, Сардинией и другими островами.
Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек. Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса и Линате около Милана служат важными центрами международной сети авиалиний.
Для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Италия импортирует также сырье для металлургической и др. Отраслей промышленности станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза - продукция машиностроения, главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счетные машины, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особенно фрукты овощи, консервированные помидоры, сыры, готовое платье, обувь, продукция химии и нефтехимии. Особенно активно ведется торговля с Францией и Германией.
Италию ежегодно посещает 50 млн. иностранных туристов, преимущественно из Германии, Франции, США. В Италии давно уже сложилась материальная база для приема большого количества туристов. По числу мест в гостиницах она стоит на первом месте в Зарубежной Европе.
Таблица 1. Этнический состав населения
Численность | ||
Народы |
в тыс. человек |
в % ко всему населению |
Романская группа Итальянцы Фриулы Французы Ладины Каталонцы Италошвейцарцы Германская группа Австрийцы Евреи Немцы Люксембуржцы Славянская группа Словенцы Хорваты Албанцы Греки Другие и неизвестные |
56053 55400 520 90 15 15 13 300 50 20 15 100 5 115 14 |
98,8 97,7 0,9 0,2 0,0 0,0 0,0 0,6 0,1 0,0 0,0 0,2 0,0 0,2 0,0 |
[1] По материкам и странам. Разбушевавшиеся стихия. - М. : Просвещение, 1981 г.
[2] Ежегодник БСЭ (1990 г.)
Смотрите также
Италия. Комплексная географическая характеристика
Италия - одна из древнейших стран мира и в
тоже время это сравнительно молодое государство, появившееся на политической
карте лишь немногим более ста лет назад после окончательного объединен ...
Рекреационные ресурсы Черноморского побережья
Оценка
рекреационных ресурсов производится на основе пофакторной оценки каждой из
составляющих: рельефа, водных объектов и почвенно-растительного покрова),
рассматриваемой с точки зрения ис ...
Состояние топливно – энергетического комплекса
Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК) является важнейшей структурной составляющей
экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности
производительных сил и населения страны ...