МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, переселение людей из одного места в другое. Различают внешние и внутренние М. н. Внешние М. н. возникли в глубокой древности, продолжались в эпоху Великих географических открытий, наибольшее развитие получили в эпоху капитализма. До середины XX в. главным очагом эмиграции (выселения) была Европа и в меньшей степени Азия. Очагами иммиграции (вселения) были США, Канада, Латинская Америка, Австралия. После второй мировой войны география внешних М. н. заметно изменилась: уменьшились межконтинентальные и увеличились внутриконтинен-тальные миграции и возникла новая форма внешних М. н. — «утечка мозгов» (выезд высококвалифицированных специалистов из менее развитых стран в более развитые). Внутренние (внутригосударственные) М. н. бывают нескольких видов, перемещение населения из сельской местности в города, освоение новых земель, беженство (вынужденное переселение людей) и т. д. М. н. бывают также сезонными (вызванными необходимостью привлечения временной рабочей силы или туризмом), маятниковой (регулярными перемещениями между населенными пунктами).
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Относятся к категориигаевозобновимых.
МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превышает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому. Региональные транспортные системы характерны для Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Юж. Азии, Юго-Зал. Азии, Латинской Америки, Австралии.
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО, исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Географическая модель М. х. постоянно меняется, и если до конца XIX в. преобладал один центр — Европа, то сейчас она стала полицентрической. Возникло географическое разделение труда — специализация отдельных стран на выпуске конкретной продукции и производстве услуг и последующий обмен ими. Современное М. х. характеризуется международной экономической интеграцией — процессом развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран на основе согласованной межгосударственной политики. Наиболее известные экономические группировки: Европейский Союз (ЕС), зона свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Ассоциация государств Юго-Вост. Азии (АСЕАН). Существуют и отраслевые экономические группировки (организация 13 стран—экспортеров нефти — ОПЕК).
МОНАРХИЯ, форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) или конституционной, когда верховная власть ограничена конституцией. В современном мире наиболее распространены конституционные монархии (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.). Теократическая монархия, когда монарх — глава церкви (Ватикан).
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, вид водного транспорта, производящий перевозки по морям и океанам. Характеризуется небольшими затратами труда, высокой грузоподъемностью, обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс — несколько миллионов км. Общий тоннаж торгового флота достигает 420 млн т. Суда плавают под флагами 160 стран, но главную роль играют Ли берия, Панама, Япония, Великобритания, Норвегия, США, Россия, Греция. Наличие большого флота у Либерии, Панамы объясняется тем, что под их флагами плавают суда США, Японии, Норвегии, ФРГ, Великобритании. Первое место в перевозках по морю занимают нефть и нефтепродукты. Растут перевозки судами-сухогрузами железной руды, угля, зерна, леса и др. Общее число морских портов — свыше 2,7 тыс., а портов-гигантов — 30 (перегрузка составляет 50 млн т/год). Подразделяются на универсальные и специализированные (нефтяные, рудные и др.) порты. По размерам морских перевозок первое место принадлежит Атлантическому, второе — Тихому, третье — Индийскому океану. На географию М. т. большое влияние оказывают международные проливы и каналы (прежде всего, Суэцкий и Панамский, а также Ла-Манш, Гибралтарский пролив, Кильский канал и др.). М. т. делится на каботажный (между портами одной страны) и международный дальнего плавания. Особый вид М. т. — морские паромы, перевозящие железнодорожные составы (через проливы Керченский, Татарский, Скагеррак, Па-де-Кале, Кабот, а также в Каспийском, Балтийском, Черном и Тирренском морях).
Смотрите также
Значение административно-территориального устройства страны
Государственный
строй любой страны характеризуется формой правления и формой
административно-территориального устройства. Необходимость определённым
образом построить территориальную организацию г ...
Гаити
Гаити, Республика
Гаити, государство в Вест-Индии, занимающее западную треть острова Гаити (бывш.
Эспаньола) в группе Больших Антильских о-вов. Остальная часть острова
принадлежит Доминикан ...
Демографическая политика в России
В начале 90-х годов Россия вступила в полосу
острейшего демографического кризиса. Численность населения РСФСР на период
распада СССР составляла 149 млн. человек. С середины 1991 г. смерт ...