В конце 19 века начинается усиленный поток в страну иностранных капиталов. С 1895 по 1901 гг. сумма капиталов, вложенных в предприятия возросла с 245 млн. до 975 млн. рублей. приток капитала с одной стороны ускорял развитие отдельных отраслей промышленности , с другой стороны тормозил развитие промышленности вцелом.
Протекционистская политика царизма, будучи прогрессивной в начальный период развития фабрично- заводской промышленности, уже в конце 19 века была сугубо реакционной, она задерживала экономическое развитие страны и служила интересам лишь верхушки финансовой олигархии и крупных промышленников.
Протекционистская политика во внешней торговле постоянно дополнялась внутри страны казенными заказами. Казне принадлежало свыше 70% всей ж/д сети, также ей принадлежали многие заводы и порты.
Министерство финансов нередко делало заказы еще несуществующим заводам. Заказы были произведены раньше, чем начиналось строительство заводов. Понятно, что предварительные заказы производства способствовали еще большему выкачиванию казенных средств в карманы капиталистов.
Казенное подкармливание вело к тому, что капиталисты не заботились об удешевлении и улучшении качества своих товаров, это направление политики приводило к иному ограблению трудящихся и задержке развития рынка, также к ослаблению предпринимательства. Это также одна из особенностей капиталистической индустриализации на Украине.
Увеличились налоги. По "высочайше утвержденному 22 мая 1895 года мнению Госсовета" примерно треть зарплаты удерживалась в форме различного рода налогов и сборов.
В результате увеличения налогов покупательная способность трудящихся уменьшилась, а развитие внутреннего рынка задерживалось.
Хотя налоги были очень велики, однако госдоходы отставали от расходов и казне приходилось покрывать разницу усиленными кредитными операциями, обращением к внутренним и внешним займам сплошь и рядом на чрезвычайно невыгодных условиях, закабалявших страну.
Для того, чтобы лучше осмыслить особенности капиталистической индустриализации, нужно отдельно рассмотреть некоторые отрасли промышленного комплекса страны.
1. Каменноугольная промышленность и металлургия.
Строительство железных дорог на Украине увеличивало спрос на уголь. Цены на уголь быстро росли. В угольную промышленность Донбасса стал притекать иностранный капитал, поэтому добыча угля быстро поднималась.
Возник вопрос о расширении возможностей для сбыта угля не только в различных районах страны, но и на важнейших рынках. В связи с этим в 1889 году был открыт Мариупольский порт.
Широкая торговля донецким углем содействовала развитию парового угольного флота, медленно, но стало развиваться судостроение.
Уже в конце 19 века в Донбассе и Криворожье возникли крупные предприятия, где первое место занимало Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства, созданного английскими капиталистами ( Дж. Юз). Усилилась разработка месторождений каменного угля. Реформа 1861 года получила особенно большое развитие в Донбассе. За первое десятилетие после реформы добыча угля увеличилась в 2,6 раза, за второе- более чем в 5 раз.
Увеличение добычи угля сопровождалось усилением концентрации производства в Донбассе. Так, в 1890 году в Донбассе было 768 шахт, в 1898г.- 760 шахт, причем количество мелких шахт уменьшилось на 116, а крупных- увеличилось на 108.
Крупнейшими предприятиями каменноугольной промышленности в Донбассе явились Корсуньские копи Южно- Русского общества, Александровские копи Новороссийского общества, дававшие вместе 136 миллионов пудов угля. Удельный вес Донбасса в общей добыче угля России все более возрастал. В 60-х годах Донбасс давал 32,8 % общей добычи, в 90-х гг.-50% и в 1900г.-68,9% угля.
Выросла численность рабочих на каменноугольных копях. На протяжении 6 лет (1895-1900) количество рабочих, занятых в каменноугольной промышленности Донбасса увеличилось с 32523 до 82420, т.е. более чем в 2,5 раза.
Однако в связи со всеохватывающим развитием страны добывавшегося угля не хватало, поэтому цены на уголь были высокими. Донецкий уголь был дороже заграничного. Вследствие этого повышалась пошлина на ввозимый в страну уголь, которая дважды повышалась. И хотя в стране ощущалась недостача угля, промышленники стали вывозить его за границу. В Донбассе можно было установить современную технику угледобычи, механизировать процессы производства. Однако углепромышленники юга России ( по большей части иностранцы ) с целью сохранения высоких цен за счет сохранения отсталости Российской империи ( также и Украины ), пользуясь дешевизной рабочей силы, ограничивались применением дедовской техники. Капиталисты принебрегали элементарными правилами безопасности шахтеров, желая сэкономить деньги. Вследствие чего погибали сотни шахтеров, а тысячи искалеченных выбрасывались на улицу. Если вспомогательные работы были кое- как механизированы, то добыча угля производилась вручную. Поэтому производительность была очень низкая, повышалась очень медленно, а значит рост добычи угля достигался за счет увеличения числа рабочих.
Смотрите также
История развития туризма в России
...
Проблемы экономического развития Украины в современных условиях
...
Русские географические открытия ХVI — XVII вв.
Русский народ внёс в великие географические открытия первой половины XVII в. значительный вклад. Русские путешественники и мореплаватели совершили ряд открытий (преимущественно на северо- ...