С конца 19 века начинается разработка месторождений железных руды Криворожья. Центр добычи железной руды перемещается с Урала на юг России, на Украину. На протяжении 8 лет общеимперская добыча руды выросла в 8 раз, в частности на Урале в 4 раза, на юге России- в 158 раз.
В связи с этим стали создаваться металлургические заводы, основываются в связи с этим различные общества.
В 1895 году было основано Русско- Бельгийское металлургическое общество, построившее Петровский металлургический завод. В том же году основывается Донецко- Юрьевское металлургическое общество, тоже выстроившее металлургический завод.
В 1896 году основывается Никополь- Мариупольское горнометаллургическое общество. Им был выстроен трубный завод, созданный на американский капитал. Позже завод расширился. Одновременно было создано Таганрогское металлургическое общество, в основном на французский капитал. Обществом создан металлургический завод. В 1897 году бельгийское общество Провиданс выстроило вблизи Мариуполя металлургический завод и несколько металлургических заводов в Донбассе.
К началу 1900 года в Донбассе и Криворожье было уже 17 крупных чугунолитейных заводов. Вокруг них строилось много мелких и средних рудников и заводов, которых в 1895 году на Украине насчитывалось не менее 100.
Таким образом, к концу 19 века основная масса чугуна производилась на юге России, на Украине, вдвое больше, чем на Урале, т.е. центр металлургической промышленности перемещается на Украину. Это также является одной из особенностей капиталистической индустриализации.
Металлургия на Украине развивалась быстрее, чем га Урале. К множеству уже приведенных причин можно добавить благоприятные природные условия, а также более развитая сеть железных дорог.
Южные заводы почти не производили рыночных товаров, а были заняты преимущественно казенными заказами.
Рост горнозаводской промышленности сопровождался ростом концентрации производства.
Вместе с ростом выплавки чугуна растет производство стали и железа. Около 80% всего чугуна, выплавлявшегося в империи, поступало в переработку на полупродукт.
В этот же период Украина становится основным районом производства рельсов ( 76% от всей произведенной продукции в империи). Царское правительство усиленно покровительствовало рельсопромышленникам. Был запрещен беспошлинный ввоз рельсов иностранного производства. Государство покупало рельсы по повышенным ценам. Вследствие этого возникали новые рельсопрокатные заводы, укрупнялись старые. Вскоре по империи их было 11, из них 4 самых крупных- на Украине.
Быстро растущая капиталистическая промышленность, увеличивая спрос на средства производства, вызывает повышение цен на них и приток капитала прежде всего в данную отрасль производства. Именно это и позволило предпринимателям получение утроенных прибылей.
Засилье иностранного капитала и миллиардные займы, заключенные царем во Франции и Англии, приковали царизм к англо- французскому империализму и превратили Россию в их полуколонию.
Царская Россия (включая Украину) оставалась страной относительно отсталой, зависимой, полуколониальной.
Она являлась рынком сбыта товаров и вывоза капитала для империалистов, хотя сама Россия боролась за рынки сбыта для своих товаров ( зерно, сахар и др.).
Между капиталистами разных стран шла все более острая борьба за получение преимуществ на вывоз капитала в Россию. Росли инвестиции. Опять они шли в горнорудную и металлургическую промышленность. В 1900 г. 70% всех акционерных капиталов горной промышленности России принадлежало иностранцам. На Украине этот уровень составлял 80-90%. Этот путь развития в порядке насаждения извне составлял одну из особенностей промышленного развития Украины.
Таким образом угольная и металлургическая промышленность России в 90-е годы сделала значительный шаг вперед, главным образом за счет Украины, хотя далеко не в такой степени, чтобы ликвидировать экономическую отсталость России. Не хватало угля, чугуна. На Украине металлический голод ощущался везде. Крестьянские телеги сооружались без железных частей, железные гвозди представляли в крестьянском хозяйстве большую ценность. В области тяжелой промышленности в России почти не получило развитие тяжелое машиностроение. Основная часть тяжелой индустрии Украины обслуживала железные дороги. В целях закабаления экономики России иностранные экономисты избегали разностороннего развития промышленности, особенно тяжелого машиностроения.
Таким образом, главной особенностью развития каменноугольной промышленности и металлургии было то, что в данном случае капиталистическая индустриализация шла с целью наживы, т.е. иностранные капиталисты вкладывали деньги с целью получить огромные прибыли при небольшом развитии промышленности, чтобы не дать России подняться в ряд высокоразвитых стран.
Смотрите также
История народного зарубежных стран
...
Франсиско Писарро
Исследователь и завоеватель Перу, Франсиско Писарро Гонсалес родился городе Трухильо в Эстремадуре, современная Испания, приблизительно в 1471 (или 1475). Он был незаконным сыном Гонсалес Писарро Р ...
Состояние топливно – энергетического комплекса
Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК) является важнейшей структурной составляющей
экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности
производительных сил и населения страны ...