XI съезд КП(б) (1930 г.), который проходил под знаком полной поддержки сталинского курса на форсированную индустриализацию, одобрил сверхоптимистическую оценку возможности промышленного развития Украины. Руководство республики согласилось с запланированными союзным правительством показателями, согласно которым почти половину всего производства в 1931 году чугуна, стали, проката должна дать промышленность Украины. В действительности, ее промышленность работала на грани возможностей. "Подстегивание" страны не помогло выполнить пятилетний план. В частности, планом предусматривалось увеличить добычу донецкого угля с 27 до 53 млн.тонн. В ходе сталинского "броска" задание Донбассу увеличили до 80 млн.тонн, но фактическая добыча составила 45 млн.тонн.
Выплавка чугуна должна была увеличиться в три раза и составить в 1933 году 6600 тыс.тонн, но фактическая выплавка чугуна в 1933 году составила 4302 тыс.тонн. И, тем не менее, с точки зрения промышленного развития первый пятилетний план был благоприятным для Украины. На нее приходилось свыше 20% общих капиталовложений, из 1500 новых промышленных предприятий 400 предполагалось соорудить на Украине. Среди промышленных объектов выделялись 35 гигантов стоимостью свыше 100 млн.руб. каждый. Из них на Украине размещалось 12 объектов - 7 новостроек и 5 реконструированных предприятий. К новостройкам относились три металлургических завода ("Запорожсталь", "Криворожсталь", "Азовсталь"), Днепрогэс, Днепроалюминийстрой, Краммашстрой и ХТЗ. Днепропетровская гидроэлектростанция, построенная в 1932 году силами 10 тыс.рабочих, была крупнейшей в Европе.
Гигантами среди реконструированных объектов были Луганский паровозостроительный завод и четыре металлургических завода (в Макеевке, Днепродзержинске, Днепропетровске, Коммунарске).
Благодаря усиленному строительству электростанций страна еще в 1931 году достигла уровня развития электроэнергетики, предусмотренного планом ГОЭРЛО. Первая очередь Штеровской ГЭС на Украине, которая вошла в стой весной 1926 года, имела мощность 20 тыс.кВт. в 1931 году мощность Штеровки была доведена до 157 тыс.кВт, в результате чего она стала одной из самых больших в стране. В 1932 году начала работать Зуевская ГЭС мощностью 150 тыс.кВт и Днепропетровская ГЭС с пятью агрегатами по 62 тыс.кВт каждый (четыре агрегата такой же мощности вошли в строй в годы второй пятилетки). Решение о строительстве Харьковского тракторного завода было принято в апреле 1930 года. Завод сооружался быстрыми темпами: первые тракторы сошли с конвейера через 18 месяцев после правительственного постановления. В 1932 году тракторостроители города Харькова дали стране 16,8 тыс.тракторов. Краматорский машиностроительный завод представлял собой гигантскую стройку в отрасли машиностроения на Украине. Он должен был удовлетворить потребность страны в оборудовании для металлургической промышленности. Первая его очередь вошла в строй в 1934 году.
Реконструированный паровозостроительный завод в Луганске по проектной мощности равнялся наибольшему в мире заводу компании "Америкен локомотив". Он мог выпускать 2100 паровозов в пересчете на мощность серий, которые выпускались до революции, т.е. значительно больше всех заводов царской России вместе взятых.
Запорожский завод "Коммунар" стал наибольшим в мире предприятием по производству зерновых комбайнов, а киевский завод "Ленинская кузня" - одним из наибольших в стране предприятий речного судостроения.
В первой пятилетке предусматривалось создание ряда комбинатов по производству азотных удобрений. На Украине планировалось строительство шести азотно - туковых заводов. Однако, эта программа сократилась и была растянута на длительное время. На Горловском азотно - туковом заводе выпуск удобрений был налажен в конце второй пятилетки, на Днепродзержинском - в третьей. В пищевой промышленности возникли новые отрасли - маргариновая, маслодельная, комбикормовая, хлебопекарная. Было построено 67 механизированных заводов, пять больших мясокомбинатов. В 1932 году стал в строй Херсонский консервный завод проектной мощностью 128 млн.условных банок на год. В сахарной промышленности планом первой пятилетки предусматривалось строительство 11 новых предприятий. Но со временем выяснилось, что сельское хозяйство не сможет обеспечить сырьем такой прирост мощности. Всего было построено только три сахарных завода - Веселоподолянский (1929 г.), Лохвинский (1929 г.), Купянский (1937 г.). Практически заново на Украине создавалась легкая промышленность. В Киеве, Харькове и Днепропетровске вошли в строй крупные обувные фабрики с конвейерным производством, в Одессе, Харькове, Киеве - трикотажные фабрики. Однако, спрос постоянно опережал производство товаров народного потребления. Развитие легкой и пищевой промышленности значительно отставало от тяжелой индустрии вследствие меньших масштабов капитального строительства и отставания сырьевой базы.
Смотрите также
Комплексная характеристика современного Египта с точки зрения туристической привлекательности
Египет – удивительная страна,
история и культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Это страна
опутана паутиной тайн и секретов, которые не под силу кому-либо раскрыть.
Поэто ...
Воронежский Государственный биосферный заповедник
Сохранение
биологического и ландшафтного разнообразия в XX веке приобрело особую актуальность в связи с
постоянным нарастанием антропогенного влияния на экосистемы. Центральное
...
Заключение
На основании анализа факторов, влияющих на
развитие туризма в Италии можно сделать следующие выводы:
1. & ...