В XI-XII веке были созданы великолепные памятники, вписавшие славные страницы в книгу мирового зодчества. Их создателями были представители азербайджанских архитектурных школ - Нахичеванской, Ширванской, Аранской, работавшие как у себя на Родине, так и в Средней и Малой Азии, Иране и в других странах. До наших дней сохранились Бакинская крепость и оборонительные башни Апшерона, мавзолей Юсифа ибн Кусейира в Нахичеване, Пир Алавийан в Хамадане, Уч-гюмбез в Урмийе, Гей-гюмбез в Мараге, уникальный памятник мировой архитектуры и строительного искусства - знаменитая Девичья башня в Баку. Большое развитие получило прикладное искусство, образцы которого украшают ныне многие музеи мира. В городах и деревнях были известны ашуги и озаны (народные певцы), которые исполняли эпические произведения, песни и импровизации в сопровождении струнных, духовых и ударных инструментов Старейшие среди этих инструментов дошедшие до наших дней саз, нагара, най, зурна, дудук, кеманча, которыми продолжают пользоваться современные азербайджанские ашуги. Песни, танцы и музыка были непременными атрибутами празднеств. В Азербайджане получили распространение шахматы, нарды, човган (конное поло) и другие виды спортивных игр. Экономический и культурный подъем Азербайджана был прерван монгольским нашествием. Первое появление орд Чингизхана в Азербайджане относится к 1220 году. Это был 3-тысячный отряд полководцев Джебе и Субутая, которые, опустошив районы Ирана, вторглись в Азербайджан. Перед лицом опасности, угрожавшей народам Закавказья, правители Грузии и Ширвана предложили атабеку Узбеку объединиться и совместно выступить против монголов. Но монголы опередили союзников и первыми нанесли удар. В 1221 году монголы почти до основания разрушили города Марага, Ардебиль, Сераб, Хой, Салмас и Нахичеван. Печальной оказалась судьба известного торгово-ремесленного центра, богатого города Байлакана. Несмотря на отчаянное сопротивление байлаканцев, монголы ворвались в город, разграбили его и превратили в руины. В конце 20-х годов XIII века Байлакан был восстановлен и обнесен крепостной стеной. Однако в 50-х годах он был вторично разрушен войсками Хулагу-хана. В начале 1222 года монголы двинулись на Гянджу, но, встретив там отпор, ограничились получением дани. Затем их полчища осадили столицу ширваншахов - Шемаху. По словам современника шемахинцы заявили: "От меча все равно не уйдешь, так лучше нам тверже стоять, по крайней мере, умрем с честью". Шемахинцы нанесли монголам серьезный урон, и лишь после многих дней осады, когда защитники были доведены до полного истощения, вражеским войскам удалось проникнуть в город. Завоеватели разграбили Шемаху и перебили почти все ее население. В том же году монгольское войско полководцев Джебе и Субутая покинуло Азербайджан, и ушло на север через Дербентский проход. Этот первый поход монголов принес азербайджанскому народу неисчислимые бедствия. В первую очередь пострадали города, которыми так славился Азербайджан. Не успела страна залечить раны, нанесенные нашествием монголов, как сюда хлынули через Дербент кипчаки, опустошившие северный Азербайджан. Вслед за ними в 1225 году в страну с юга вторгся хорезмшах Джалал ад-дин. Вытесненный с родины монгольскими ордами, он в Закавказье сам выступил в роли жестокого завоевателя. На грабежи и бесчинства чужеземцев народ отвечал восстаниями. Особенно мощным было выступление городской бедноты Гянджи под предводительством ремесленника Бендара в 1231 году. Войска захватчиков, находившиеся в городе, были перебиты. Восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, однако оно сильно ослабило Джалал ад-дина. В том же году монгольское войско под предводительством Джормагуна легко разбило Джалал ад-дина и заняло Южный Азербайджан. Была разграблена Марага, опустошены многие села. На очереди оказались области Северного Азербайджана. Трагична была участь крупнейшего торгово-ремесленного центра - Гянджи. В 1231 году после длительных боев город пал. Большинство его жителей было перебито, а сам город полностью разрушен. Мужественное сопротивление монголам оказали жители Шамхора, Баку и других городов. Однако Азербайджан, силы которого были вконец истощены во время предыдущего вторжения монголов и хозяйничанья в стране Джалал ад-дина, не был способен к длительной борьбе. Этому мешали также раздоры как между азербайджанским феодалами, так и правителями Закавказья. Захватом Дербента в 1239 году завершается завоевание Азербайджана монголами. Государство ширваншахов стало вассалом монгольской державы Хулагуидов, основанной в 1258 году. Самым тяжелым последствием монгольского завоевания явилось вытеснение оседлого населения пришлым кочевым с экстенсивным хозяйством и более низким уровнем социальных отношений. Даже спустя пятьдесят лет после завоевания в Азербайджане обрабатывалась только одна десятая часть освоенных прежде земель, а девять десятых были заброшены. Монголы уничтожили оросительную систему, создававшуюся веками, вследствие чего некогда цветущие районы превратились в пустыню. Кроме того на территорию Азербайджана претендовали также золотоордынские ханы, и в течение столетия страна служила ареной кровопролитных сражений между Золотой Ордой и Хулагуидами. Положение азербайджанского населения никогда не было столь тяжелым, как при монголах. Монгольские сборщики налогов - баскаки взимали подати с исключительной жестокостью. Основным налогом в пользу монгольской казны был поземельный налог - харадж, составлявший 60-70 процентов урожая. С крестьян взимались также денежные и натуральные поборы на содержание эмиров и государственных чиновников - ихраджат. Крайне тяжелым были принудительные работы по прокладке дорог, постройке крепостей, дворцов, восстановлению каналов - бигар. Монголы ввели налог и с торгово-ремесленного населения - тамгу. В результате всего этого к концу XIII века экономика Азербайджана и других областей Хулагуидского государства переживала глубокий кризис. Крестьяне покидали свои деревни, казна опустела, взимать налоги было почти не с кого, а с трудом собранные суммы присваивались откупщиками и чиновниками. Городская жизнь замерла, торговля резко уменьшилась. Чтобы выйти из тупика завоеватели в лице Газанхана были вынуждены круто изменить внутреннюю политику. Прежде всего, чтобы сблизиться с местной знатью и обеспечить себе ее поддержку, монголы приняли ислам. В начале XIV века был проведен ряд реформ,- крестьяне прикреплялись к земле, были установлены точные размеры налогов, а некоторые повинности упразднены. Все это способствовало подъему хозяйственной жизни. Оживилось ремесленное производство. Стали восстанавливаться и расширяться торговые связи Азербайджана со странами Востока и Запада. На торговых путях развернулось строительство караван-сараев для купеческих караванов. Тебриз стал крупнейшим центром ремесла и международной торговли, им восхищались побывавшие в городе Марко Поло и другие европейские путешественники. Крупными торгово-ремесленными центрами были также Марага, Ардебиль, Шемаха и Гянджа. При Газан-хане были построены и новые города, например, Махмудабад на Мугани. Вместе с тем, в результате бесконечных чужеземных нашествий и войн некоторые города Азербайджана в XIII-XIV века исчезли или потеряли свое былое значение. Разрушенный монголами Байлакан лежал в развалинах. Баджраван, Барзанд и Пилясувар были разорены и превратились в селения. В значительной степени потеряла свое значение важного торгово-ремесленного центра и Кабала. Реформы Газан-хана лишь отсрочили, но не смогли предотвратить распада империи монголов. В 1385 году Азербайджаном вновь подвергся нашествию двух завоевателей: золотоордынского хана Тохтамыша и Тимура (Тамерлана). Тохтамыш прошел от Дербента до Тебриза, истребляя все вокруг. Но с приближением Тимура золотоордынцы оставили Азербайджан и ушли на север. В 1386 году Тебризом овладел Тимур. Но народ продолжал бороться с захватчиками. Выдающийся героизм и стойкость проявили защитники крепости Алинджакала в Нахичевани. В течение 14 лет они оборонялись против войск Тимура и его сына Мираншаха. В 1397 году войска шекинского правителя, совместно с грузинскими отрядами, пришли на выручку осажденным и нанесли крупное поражение завоевателям. Не видя другого пути уберечь страну от опустошения, ширваншах Ибрагим I (1382-1417 года) явился в ставку Тимура с богатыми подарками. Использовав вражду между Тимуром и Тохтмышем Ибрагим I добился согласия на внутреннюю самостоятельность Ширвана, а также уговорил Тимура приостановить опустошение Грузии и заключить мир с царем Георгием VII. По требованию Тимура ширванцы приняли участие в его походах против Тохтамыша и турецкого султана Баязида I. Междоусобицы среди тимуридов, начавшиеся сразу же после смерти Тимура, расшатали их власть в Азербайджане. Начались народные волнения в Тебризе, Мараге, Карабахе и других областях. Найдя момент благоприятным для изгнания из страны иноземцев и объединения Азербайджана под своей властью, Ибрагим I сумел вытеснить тимуридов из Азербайджана, и даже в 1406 году занять Тебриз. Но объединение Азербайджана оказалось на этот раз непрочным, и вскоре Ибрагиму I пришлось оставить Тебриз и отступить на север. В это же время усилился союз тюркоязычных племен Карагоюнлу. Его глава Гара Юсиф завладел значительной частью Азербайджана и Армении. В 1408 году он одержал победу над тимуридом Мираншахом, а в 1410 года основал государство Карагоюнлу со столицей в Тебризе. При сыне Кара Юсуфа - Джаханшахе (1435-1467) государство Кара гоюнлу достигло наибольшего могущества. Джаханшах стремился заручиться поддержкой оседлой знати и вел центристскую политику. При нем были совершены походы против правивших в Иран е тимуридов. Войска Джаханшаха на некоторое время даже заняли Герат - столицу тимуридских султанов в Хорасане. В 1467 году в сражении при Муше Джаханшах был разбит Узун Гасаном - главою другого объединения тюркоязычных плмен Акгоюнлу. На месте государства Карагоюнлу образовалось государство Акгоюнлу, столицей которого также был Тебриз. Государство Акгоюнлу, помимо Азербайджана, включало в свой состав Армению, Курдистан. Арабский Ирак и значительную часть Ирана. При Узун Гасане Акгоюнлу достигло значительной силы. С ним поддерживали дипломатические и торговые отношения правители Италии, Венгрии, Австрии, Польши и других европейских стран. Они видели в азербайджанском падишахе могущественного союзника прежде всего против турецкого султана Мехмеда II, проводившего экспансионистскую политику в юго-восточной Европе Послы Узун Гасана были желанными гостями во дворце венецианского дожа. В свою очередь венецианский сенат направлял в Тебриз своих дипломатов - Лазаро Квирино, Катерино Зено, Джозефа Барбаро, Аброджо Контарини, оставивших ценные описания своих путешествий в Азербайджан. Большой известностью в Европе и на Востоке как дипломат и государственный деятель пользовалась мать Узун Гасана - Сара-хатун. Во внутренней политике Узун Гасан стремился опираться на духовенство и бюрократию и ослабить военную знать. С целью ограничения злоупотреблений чиновников, подъема экономики и пополнения казны, а также для завоевания симпатий населения, Узун Гасан провел податную реформу (Канун-наме). Правители Карагоюнлу и Акгоюнлу наделяли своих вассалов большими земельными владениями - союргалами. Эти владения, по существу, представляли государства в государстве и таили в себе угрозу для его единства. Государство Акгоюнлу, как и его предшественник, Карагоюнлу, было создано в результате завоеваний ряда стран и народов, не имевших общей экономической базы, поэтому было непрочным. Сразу же после смерти Узун Гасана между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. При сыне Узун Гасана Ягубе, 1489 году, была сделана неудачная попытка проведения аграрно-финансовых реформ. В дальнейшем один из правителей Акгоюнлу - Ахмед - даже отменил наследственный характер союргалов и упразднил ряд тяжелых податей и повинностей крестьянства, желая заручиться его поддержкой. Но он смог удержаться у власти только полгода и погиб во время мятежа военной знати, выступившей против его реформы (1497 год). В течение XV века государство ширваншахов продолжало оставаться независимым. В правление ширваншаха Халилуллаха I (1417-1462) и Фарруха Ясара (1462-1500) в нем наблюдается определенный экономический подъем. Во второй половине XV века заметно оживились отношения между Азербайджаном и Русским государством. Несмотря на влияние монгольского ига в Азербайджане в этот период продолжает развиваться самобытная культура. В XIII-XIV века в азербайджанской поэзии намечается тенденция к созданию произведений на азербайджанском языке. На своем родном языке писал известный поэт Иззаддин Гасан оглы; диван стихов на азербайджанском языке оставил Гази Букрханеддин. До нас дошел также диван стихов, написанных под псевдонимом Хагиги правителем Карагоюнлу Джаханшахом. В конце XIV - начале XV века жил и творил великий поэт Имадеддин Насими, выступавший против религиозного мракобесия, угнетения и несправедливости. Он был обвинен в вольнодумстве и ереси и зверски замучен в 1417 году. Нелегкой была жизнь и другого замечательного азербайджанского поэта Бадра Ширвани, творившего в первой половине XV века. Развивалась азербайджанская наука. В Мараге, в 1259 году, была основана знаменитая обсерватория Насирэддина Туси. Труды Насирэддина Туси по астрономии получили распространение не только на Востоке, но и в Европе. В его обсерватории трудились ученые из многих стран. В Тебризе была основана библиотека с ценнейшим собранием рукописных книг из Ирана, Индии, Китая, Греции. В это время жили и творили ученый и философ Махмуд Шабустари, историк Мухаммед Нахичевани, географ Абд ар-Рашид Бакуви, композитор и исполнитель Абдул Кадыр Мараги и другие. Великолепным памятником средневековой архитектуры и искусства Азербайджана является культовый комплекс шейха Сефи ад-дина в Ардебиле (XIV-XV века). Другой шедевр зодчества - комплекс памятников дворца ширваншахов в Баку, возведенный в XV веке. Тебриз украшали Гей месджид (Синяя мечеть), построенная в 1469 году Джаханшахом, а также великолепное дворцовое сооружение Хашт бехишт (Восемь небес). Вторая половина XV века прошла под знаком усиления в Азербайджане ардебильского владения, возглавляемого местной азербайджанской династией Сефевидов, ведшей свое происхождение от шейха Сефи ад-дина (1252-1334). Сефевиды и их сторонники исповедовали ислам в его шиитской форме и носили в знак отличия головные уборы с 12 пурпурными полосами в честь 12 шиитских имамов. Поэтому они получили прозвище "кызылбаши" (красноголовые), а государство, созданное ими, именовалось Кызылбашским государством. Сефевиды использовали нараставшее в государстве Акгоюнлу широкое народное движение под знамением шиизма. В то время официальной мусульманское религией был суннизм, а шиизм преследовался как ересь. Поэтому с победой шиизма, с верой в пришествие имама - Мессии, в сознании народа связывались идеи переустройства общества. Для достижения политической власти Сефевиды, в качестве ударной силы, привлекли под свои знамена также азербайджанские племена, обитавшие в соседних областях Малой Азии. В 1500-1501 годах Сефевиды, во главе с юным сыном шейха Гейдара Исмаилом, разгромили ширваншаха Фарруха Ясара и овладели Шемахой и Баку. Затем они двинулись на юг к Нахичевани. Здесь в 1501 году Исмаил нанес сокрушительное поражение главным силам Акгоюнлу. В конце того же года он торжественно вступил в Тебриз, где был объявлен шахом Азербайджаном. Образовавшееся Сефевидское государство во главе с шахом Исмаилом I охватывало Ширван, Карабах, Нахичеван и южные области Азербайджана вплоть до реки Кызыл-Узень. Ширваншахи признали себя вассалами Сефевидов. Кызылбашское правление внутри страны было направлено на объединение Азербайджана, во внешней политике оно вылилось в завоевательные походы, в результате которых Сефевидское государство подчинило себе Армению, восточную Анатолию, арабский Ирак и Иран. Сефевидское государство сложилось и в течение XVI века развивалось как азербайджанское государство. Вся полнота политической власти в нем в этот период принадлежало азербайджанской знати, пользовавшейся исключительными привилегиями. Из ее рядов назначались высшие придворные сановники, военачальники, правители областей. Войско сефевидов состояло из ополчений азербайджанских племен. В XVI веке Азербайджан, с его крупнейшим торгово-ремесленным центром, городом Тебризом - первой столицей Сефевидской державы (до 1555 года), представлял основу Сефевидского государства не только в политическом, но и в социально-экономическом отношении. Продвижение на запад столкнуло Сефевидов с могущественной Османской державой, которая в это время сама готовилась к завоеваниям на Востоке. В сражении при Чалдыране в 1514 году шах Исмаил потерпел поражение от войск султана Селима I и отступил. Однако вскоре турецкий султан вынужден был покинуть пределы Азербайджана. При Исмаиле I оживились дипломатические отношения между Азербайджаном и странами Европы - Венецией, Германией, Венгрией и другими. После смерти в 1524 году Исмаила I сефевидский престол занял его сын Тахмасиб, правивший более 50 лет (1524-1976). Тахмасиб I проводил жесткую политику в отношении феодалов и эмиров, и тех, кто пытаясь проявить самостоятельность, отказывались подчиняться центральной власти. Он ликвидировал ширваншахство и превратил ширванские земли в одну из областей Сефевидского государства. После укрепления своих позиций в Ширване Тахмасиб I подчинил себе и Шеки. После смерти Тахмасиба I вспыхнула ожесточенная борьба за трон между его сыновьями. По словам азербайджанского летописца Гасан-бека Румлу, духовенство в это время дрожало за свою жизнь, опасаясь "подонков и черни", т.е. народного восстания. При поддержке кызылбашской знати на троне утвердился шах Исмаил II (1576-1577), но уже через полтора года он пал жертвой придворного заговора. Раздорами внутри Сефевидского государства и как результат этого его ослаблением воспользовался османский султан Мурад III. В 1578 году стотысячная турецкая армия вторглась в Закавказье. Началась двенадцатилетняя изнурительная война. Османы заняли Шемаху и Дербент, произведя страшные опустошения. Военные неудачи Сефевидов были во многом предопределены расколом среди кызылбашских эмиров, часть которых выступила против центрального правительства В результате Азербайджан был постепенно оккупирован османскими войсками. Для продолжения борьбы с османами, вытеснения их из Азербайджана и других областей, новый сефевидский монарх - шах Аббас I (1587-1629) провел ряд реформ. Были созданы регулярные войска, в связи с чем роль азербайджанского этнического элемента в армии ослабла. Укрепилась центральная власть, усилилась роль гражданской бюрократии, состоявшей в основном из иранских феодалов. В 1598 году столица Сефевидского государства была перенесена из Казвина в центральный Иран, в город Исфаган. Несмотря, однако, на изменения в структуре Сефевидского государства, азербайджанские феодалы сохранили многие важные позиции в государственном управлении и войске. В армии и при сефевидском дворе в Исфагане до конца правления этой династии господствующим оставался азербайджанский язык, на котором велась даже дипломатическая переписка; названия военных и придворных чинов также остались азербайджанскими. Османо-сефевидские войны, продолжавшиеся с перерывами до 1639 года и завершившиеся, в конечном счете, поражением Турции, нанесли Азербайджану огромный ущерб. Они сопровождались разорением населения, угоном в рабство и гибелью тысяч людей, уничтожением ценнейших памятников культуры. Большим разрушениям подверглись торгово-ремесленные центры Азербайджана - Шемаха, Тебриз, Нахичеван, Ордубад, Джульфа и другие. Начиная с сороковых годов XVII века для Азербайджана начался период сравнительно мирного развития. В стране наметился экономический подъем. Система налогооблажения в Азербайджане при Сефевидах, в XVI-XVII веках, не претерпела существенных изменений. В указах того времени упоминается около трех десятков податей и повинностей крестьян и горожан, среди них наиболее обременительным оставался поземельный налог (бахра малуджихат). В конце 1537 года произошло крупное народное восстание. Азербайджанский историк Искендер Мюнши писал, что в Ширване "исчез всякий порядок, и смуты и беспорядки в той стране стали явными". Мощным было восстание ремесленников и городской бедноты в Тебризе в 1571-1573 годах. Восставшие в течение двух лет удерживали город в своих руках. И хотя тебризское восстание было подавлено, оно сильно встревожило правителей. Напуганный размахом народных выступлений тогдашний шах Тахмасиб I отменил сборы с ремесленников и временно освободил город от всех государственных налогов. После перехода страны под власть шаха Аббаса I антисефевидское движение охватило весь Ширван (1615-1616). Летом 1629 года талышские крестьяне и беднота приняли участие в восстании, охватившем также Гилян. С образованием государства Сефевидов создались сравнительно благоприятные условия для подъема экономики Азербайджана, рост городов, развития ремесел и торговли. Политическая власть в городах находилась в руках кызылбашских правителей, опиравшихся на свои племенные ополчения. Сефевиды поощряли рост городов и международной торговли. Так, при шахе Тахмасибе I (1565) была упразднена введенная при монголах подать тамга, взимавшаяся с городов и торговцев. В связи с расширением дипломатических и торговых связей Сефевидского государства с европейскими странами в XVI-XVII века от того времени сохранилось много записок европейских путешественников, купцов, дипломатов и христианских миссионеров, побывавших в Азербайджане и сопредельных странах. Наиболее содержательные сведения оставили: итальянцы - некий анонимный купец, В.Алессандри, Ж.Векьетти; англичане А.Дженкинсон, А.Эдвардс, Д.Декет, Т.Герберт; голландец Я.Стрейс; немцы - А.Олеарий, Т.Герберт; французы - Ж.Шарден, Рафаэль дю Ма, П.Сансон. Ценные сведения об Азербайджане содержатся в записках известного русского путешественника Федота Котова "О ходу в Персидское царство", а также в донесениях русских дипломатов. В XVII-XVII века Азербайджан вел большую торговлю со странами Европы и Азии. Основное место в торговле принадлежало шелку-сырцу, который производился в изобилии. Из Азербайджана в Россию и другие страны вывозились также ткани, ковры, сухофрукты, винные продукты, хлопок, рыбопродукты, нефть, соль, шафран, рис, красящие вещества, холодное оружие, доспехи и т.д. В города Азербайджана приезжало много восточных и европейских купцов: русские, персы, индусы, турки, арабы, армяне, узбеки, грузины, венецианцы, голландцы, французы, англичане и другие. Они привозили шелковые, хлопчатобумажные, полотняные ткани, золотую и серебряную парчу, драгоценности, пряности, благовония. В частности, важным предметом ввоза из Индии в Азербайджан была высококачественная сталь. Из России везли медь, меха, шерстяные ткани, золото, топоры, деревянную посуду и т.д. XVI-XVII века являются важным этапом в развитии азербайджанской культуры и науки. Деятели литературы и искусства пользовались особым покровительством шаха Исмала I. При его дворе жили и творили такие поэты как Сурури, Шахи, Матеми, Туфейли Касими. Возглавлял их сообщество (меджлис) "царь поэтов" Хабиби. Основатель государства шах Исмаил I сам был выдающимся поэтом, писавшим на родном азербайджанском языке. Лирика шаха Исмаили Хатаи (его поэтический псевдоним) оказала большое влияние на развитие азербайджанской литературы. Вершиной азербайджанской поэзии того периода, несомненно, является творчество великого поэта Мухаммеда Физули, создавшего такие бессмертные творения как "Лейли и Меджнун", "Шикайет-наме" и другие. Перу Физули принадлежит также философский трактат, в котором он проповедовал гуманистические, прогрессивные для своего времени идеи. Обогатило азербайджанский язык и литературу творчество других азербайджанских поэтов конца XVI- XVII века - Мухамеда Амани, Говси Тебризи, Месихи, Тарзи Афшара, Саиби Тебризи . Наряду с письменной поэзией успешно развивались различные жанры устного народного творчества. В историко-героических дастанах (эпосах) воспевались доблесть и мужество героев. Такие произведения устного народного творчества, как "Шах Исмаил", "Асли и Керем", "Ашыг Гариб", "Аббас и Гюльгез", "Кер-оглы" дошли до наших дней. Наибольшей популярностью пользовался эпос "Кер-оглы", герой которого выступает как борец за народное счастье, защитник всех обездоленных. XVI-XVII века являются периодом подъема ашугского искусства. Благодаря народным певцам - ашугам замечательные произведения фольклора сохранились до наших дней. Крупнейшим ашугом XVI века считался Ашуг Гурбани. Видными ашугами XVII века были также Ашуг Аббас из Туфаргаа, Сары Ашуг, Ашуг Абдулла и другие. В XVI-XVII века получил широкое распространение и стал средством общения для многих народностей, живших в Азербайджане азербайджанский язык. Большое развитие получили живопись, каллиграфия, зодчество. Возникшая в XIV веке прославленная тебризская школа миниатюрной живописи достигла в этот период наивысшего расцвета. Выдающимся представителем этой школы был Султан Мухаммед, миниатюры которого хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Лондона, Лейпцига, Венеции . Эта школа вырастила талантливых художников Кемаледдина Бехзада, Мир Мусаввира Тебризи, Мир Зейналабдина Тебризи, Мовлана Музаффара Али и других. Сыновья шаха Исмаила I, подобно отцу, были не только меценатами - покровителями литературы и искусства, но и сами занимались творчеством. Так, один из них, Сам Мирза является автором поэтической антологии, другой - Бахрам Мирза был известен как прекрасный каллиграф, поэт, музыкант и художник. В этот период был написан ряд трудов, посвященных Азербайджану, его природе, истории. Так, азербайджанский историк Гасанбек Румлу написал 12-томное сочинение "Ахсан ат-таварих" (Лучшая из историй). Ценное сочинение по истории Азербайджана, Ирана и сопредельных стран оставил Искендербек Мунши. Одной из ведущих областей искусства была каллиграфия. Хотя книгопечатание в этот период не было еще знакомо народам Востока, книги в виде рукописей размножались переписчиками-каллиграфами, являясь предметом купли-продажи. Особенно ценились рукописи, выполненные такими известными мастерами-каллиграфами, как Убейдулла сын Мир Али Тебризи по прозвищу "Сладостное перо", Али-бек Тебризи, Мухаммед Багир Ордубади, Низам ад-дин Али Ардебили, Мир Абдулбеги Данишменд, Али Риза Тебризи Аббаси и другие.
Смотрите также
Перспективы развития (1999-2050)
На ближайшую перспективу в КНР намечены несколько
направлений основных преобразований, реализация которых определит экономическое
развитие страны на длительную перспективу. Прежде всего это реформа ...
Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде
всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества
транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему
превращаться в некую ...
Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Мордовии
Сельское
хозяйство является одной из ведущих отраслей экономики и важнейшим звеном
агропромышленного комплекса. За годы реформ произошли большие изменения в этой
сфере, не только положител ...