Для объяснения «чуда» многие ученые представляли свои точки зрения.
Директор Института экономического анализа А. Илларионов придерживается гипотезы «характер экономической политики».
Он отвергает такую гипотезу, как «отсталость». В которой быстрые темпы роста экономики Китая: оттого, что стартовый уровень Китая был чрезвычайно низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем темпы роста более развитых стран.
На примере 209 стран с их приростом ВВП на душу населения в 1979-1996 г. в зависимости от стартового экономического развития, он представил два вывода: 1) «статистически значимой закономерности между стартовым уровнем экономического развития и последующими темпами экономического развития и последующими темпами экономического роста в мировой экономике не наблюдается. При одних и тех же значениях ВВП возможны и быстрый рост, и глубокое падение». 2) «… ни одна из стран с низким стартовым уровнем развития (к числу которых относится Китай) в эти годы не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, последние оказались уникальным для всей экономики».
А. Илларионов также отвергает гипотезу «особенность структуры производства». Согласно этой гипотезе, решающий вклад в ускорение экономического роста Китая внесла стартовая структура его экономики – низкая доля в ВВП промышленности и высокая доля сельского хозяйства.
По утверждению А. Илларионова «… удельный вес промышленности в ВВП Китая был и остается не ниже, а даже выше, чем в России (см табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста по сравнению с Китаем. Наоборот российская экономика в эти годы переживала глубокий спад производства. С другой стороны, более высокий удельный вес промышленности в ВВП Китая не способствовал замедлению темпов его роста по сравнению с Россией».
Таблица 2. Отраслевая структура экономики (в %)
Показатели |
Китай |
Россия | ||
1978 |
1995 |
1980 |
1997 | |
ВВП, всего, |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе | ||||
сельское и лесное хозяйство |
28,4 |
20,6 |
15,5 |
6,8 |
промышленность и строительство |
48,6 |
48,4 |
44,3 |
35,8 |
сфера услуг |
23,0 |
31,1 |
40,2 |
57,4 |
Все занятые, |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе | ||||
сельское и лесное хозяйство |
70,5 |
52,9 |
13,2 |
14,4 |
промышленность и строительство |
17,4 |
22,9 |
42,3 |
34,2 |
сфера услуг |
12,1 |
24,1 |
44,5 |
51,4 |
Смотрите также
Железнодорожный транспорт РФ. Особенности функционирования
Транспорт
важнейшая сфера общественного производства. В системе единого
народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он
является одной из отраслей, фор ...
Экономические условия развития туризма в Бразилии
Экономические
условия важны для развития туризма в стране, так как включают в себя основные
компоненты, служащие основой для развития туризма и непосредственно влияющие на
это развитие.
...
Туризм без риска
Жизнь, к сожалению,
так устроена, что опасности поджидают нас буквально на каждом шагу. Это
сознание, конечно, не должно отравлять наше существование. Однако осторожность
и знакомство с элементарны ...