Помимо внешнеконъюнкутрных факторов на рынок алюминия существенным образов влияют и энергетический и политический факторы, что было подтверждено, например, в ходе недавних террористических акций в Америке.
Проблемы алюминиевой индустрии начались не вчера. Уже на протяжении нескольких последних лет наблюдается явное перепроизводство металла, не подкрепленное ростом потребления. Так, например, в США в 2000 году снижение достигло 1% по сравнению с 1999 годом, а по результатам этого года снижение прогнозируется на уровне 5-5.5%.
Основным стратегическим направлением развития алюминиевой отрасли в последнее время стала тенденция увеличения в общей структуре производства продуктов высокого уровня обработки (прокат, профили, упаковочные материалы). Например, крупнейшие мировые производители алюминия – Alcoa и Alcan – только 20% произведенного металла продают в виде полуфабрикатов; остальные 80% поставляются на рынок в качестве конечного проката с высокой добавленной стоимостью. В России же ситуация противоположная: потребление металла внутри страны слишком низко, что заставляет порядка 80% первичного алюминия поставлять на экспорт. На фоне снижающегося потребления металла, это приводит к существенным потерям возможной прибыли и заставляет активизироваться участников на этом направлении. В последнее время основные производители алюминия в России проводят беспрецедентную акцию по популяризации использования алюминиевой упаковки внутри страны. Бюджеты кампаний существенны, но вот изменить структуру потребления алюминия внутри страны это не помогло.
Вообще по оценкам экспертов в текущем году общемировое потребление алюминия существенно сократиться, правда, неодинаково в различных регионах мира. Наибольшее падение потребления ожидается в США, что наблюдается уже на протяжении двух последних лет. Наименьшее снижение ожидают в странах Азии, в основном за счет Китая и Тайваня, что подтверждает тезис о том, что азиатские экономики наконец-то вышли из кризиса и продолжают увеличивать производство и потребление изделий из алюминия.
2001 году второй важной общемировой тенденцией явилось повсеместное сокращение производственных мощностей.
В течение этого года производство в США и Бразилии сократилось на величину в 1.2 млн. тонн металла в год. Однако это не привело к изменению понижательной тенденции, начало которой было положено в середине прошлого года. В июле котировки на металл на Лондонской бирже металлов были на 20% ниже январских. Даже самые отчаянные пессимисты удивлены масштабом и продолжительностью падения рынка и не ожидают изменения ситуации в ближайшее время.
Наибольшее снижение спроса наблюдалось в секторах автостроения и телекоммуникаций, что обусловлено вялой конъюнктурой потребительского рынка. Сектор производства конструкций, напротив, пребывал на подъеме, так же как и производство аэрокосмической техники. Однако по потребляемому тоннажу данные секторы не способны были оказать сколь либо существенной поддержки при общих негативных тенденциях на рынке и вследствие этого рынок все равно просел.
По статистике Алюминиевой Ассоциации отгрузки в США за первые полгода составили 1.99 млн. тонн, что практически на 15% ниже аналогичного показателя предыдущего года.
С другой стороны, важно отметить, что на тех позициях, на которых находится сейчас рынок, баланс спроса-предложения достаточно стабилен и не претерпит серьезных изменений. По аналогии с предыдущим годом растет количество наличного металла на складах.
Ситуация в Азии складывается по другому сценарию. Практически все страны показывают стабильный и устойчивый рост потребления, что свидетельствует о восстановлении региональных экономик после кризисов 1998-1999 гг. Япония, например, увеличила потребление на 1% по сравнению с 2000 годом; аналогичная ситуация в Китае и Тайване. Основной проблемой этих стран является то, что их экономики слишком экспортоориентированы на внешние рынки. Проблема, с которой столкнулись США, привела к снижению потребления, что сократило экспортные возможности азиатских стран. Характерная ситуация сложилась в секторе IT. Закончив предыдущий год с успешными финансовыми результатами, многие производители прогнозировали продолжение роста и в 2001 году, что привело к значительным накоплениям сырья у них. Однако с началом года ситуация резко изменилась и многие производители остались с излишками товара и сырья на руках из-за резкого сокращения спроса со стороны импортеров.
В Европе спрос на алюминий все первое полугодие находился на достаточно высоком уровне. Однако после июля многие производители стали высказывать опасения по поводу дальнейшего развития ситуации и высказали предположение о возможных трудностях со сбытом в ближайшие месяцы. Так Pechiney сообщила об ухудшении положения на рынке прессованных изделий в Германии, и, вслед за тем, во Франции. Norsk Hydro отметил замедление в спросе в Италии и Испании. Рынок проката, однако, все еще на высоте, но изменение ситуации предсказывают и здесь.
Смотрите также
Обследование Алапаевской плотины геофизическими методами
В конце января
2005 года из городского пруда г.Алапаевска стала быстро уходить вода, в течении
нескольких дней уровень воды снизился более чем на 1м. Не смотря на то, что
водоснабжение горо ...
Особенности размещения железнодорожного транспорта в России
...
Туризм без риска
Жизнь, к сожалению,
так устроена, что опасности поджидают нас буквально на каждом шагу. Это
сознание, конечно, не должно отравлять наше существование. Однако осторожность
и знакомство с элементарны ...