В Татарстане живут люди разных национальностей. Учитывая многонациональный состав населения республики, в Конституции очень корректно решаются вопросы статуса личности, чтобы не ранить национальное чувство человека. Конституция четко закрепляет, что прямое или косвенное ограничение прав либо установление преимуществ граждан по расовым , национальным и другим признакам наказывается по закону (ст. 22).
В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992г. вопрос о суверенитете Республики Татарстан как государства, являющегося субъектом международного права, строящего свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров, был вынесен на республиканский (РТ) референдум, в ходе которого более половины - 50,3 процента избирательного корпуса республики (61,4 процента от числа проголосовавших избирателей) - ответили на него утвердительно.
Таким образом руководящие органы Республики Татарстан получили реальную возможность, опираясь на волеизъявление большинства народа, приступить, с одной стороны, к подготовке новой Конституции, т.е. к прямому конституированию Республики Татарстан как суверенного государства, с другой - к соответствующим переговорам с руководством Российской Федерации.
Впрочем, первый официальный контакт такого рода состоялся ранее, еще 12-15 августа 1991г. в Москве, где встретились делегации РСФСР и Республики Татарстан, причем переговоры были обозначены как «консультации», а по их итогам был подписан только Протокол.
Само содержание Протокола, равно как и форма его изложения свидетельствовали о принципиально новом характере отношений между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, которые уже во многом утратили характер «властеотношений», о стремлении сторон к равноправному диалогу и, в тоже время, о сохранении их единства- прежде всего единого экономического пространства.
Затем имело место еще нескольких встреч на переговорах, в том числе и на межправительственном уровне. 6 декабря 1991г. было заключено первое соглашение Правительства РСФСР с Правительством Татарской ССР - об экономическом сотрудничестве.
Однако в 1992-1993 годах переговоры застопорились. Сказались как противодействие переговорному процессу со стороны некоторых политических сил, так и различия в подходах сторон к статусу республики и путям дальнейшего строительства Федерации. Что же касается Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации от 31 марта 1992г., то Республика Татарстан его не подписала.
Принимая свои декларации о государственном суверенитете, автономные республики России заявляли в своих актах о том, что остаются субъектами РСФСР - иными словами, соглашались с тем, что являются одновременно субъектами двух федераций. Другой оказалась позиция Татарстана, которая справедливо исходя из того, что одно и то же государство в принципе не может быть субъектами двух федераций, сделала свой выбор и не включила в декларацию от 30 августа 1990г. положение о сохранении за собой российской правосубъектности. При этом Декларация недвусмысленно объявила , что является основой для «участия Татарской АССР в подготовке и заключений Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками».
Принципиальные особенности современного Татарстана, как субъекта Российской Федерации, вытекают из соответствующих положений конституционного законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, а также Договора от 15 февраля 1994г.
Конституция Российской Федерации не выделяет статус Республики Татарстан и не содержит, хотя бы в качестве отдельного приложения , текст Договора от 15 февраля 1994г. Она лишь устанавливает в ст. 65 , что Татарстан находится в составе Российской Федерации наряду с другими республиками. К тому же она вообще не упоминает о государственном суверенитете каких-либо республик.
Статус любой республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики, он может быть изменен только по взаимному их согласию. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, причем Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Система государственной власти Российской Федерации едина.
Смотрите также
Государственная структура Австралии
Австралия –
единственное государство в мире, занимающее территорию целого континента,
поэтому Австралия имеет только морские границы. Странами-соседями Австралии
являются Новая Зеландия, Ин ...
Несколько простых советов путешественнику
Ставьте Ваш
автомобиль по возможности на таких стоянках или местах парковки, где есть
сторож; никогда даже на время не передавайте чужим людям ключи от машины,
водительское удостоверение; не оставл ...
Демографическая политика в России
В начале 90-х годов Россия вступила в полосу
острейшего демографического кризиса. Численность населения РСФСР на период
распада СССР составляла 149 млн. человек. С середины 1991 г. смерт ...