· Правильная оценка себя и своего влияния на объект.
Выше уже говорилось о влиянии субъекта на поведение объекта. Чтобы отличить спровоцированное поведение от естественного, выражающего сущность человека, субъект должен знать самого себя. Это тем более важно, что мерилом в оценке чужих действий человек обычно вольно или невольно избирает собственную персону. Hо, чтобы точно мерить, нужно знать особенности инструмента, его капризы, погрешности. Значит, чтобы хорошо разбираться в людях, надо основательно изучить себя: свои пристрастия, привычки, предрассудки; свои типичные ошибки (склонность переоценивать либо недооценивать чужие недостатки или достоинства, излишнюю доверчивость, мнительность и т. п.).
Встречается не так уж мало людей (в том числе и среди руководителей), которые имеют весьма смутное или неверное представление о своем темпераменте, характере. Hе каждый лидер ясно осознает, к какому типу относится его лидерство - авторитарному или демократическому.
Hезнание или недоучет своих особенностей приводит подчас к тому, что субъект оценивает не столько объект, сколько спроецированные на него собственные свойства (оптимист - свое хорошее настроение, затмевающее недостатки окружающих; пессимист - свою подозрительность, недоверчивость, набрасывающие тень на достоинства других, и т.д.).
Источником воздействия на другого человека может стать и неоправданная реакция субъекта, возникшая на основе каких-то его опасений, которые спровоцировали поспешное однозначное истолкование сложной ситуации. Как это происходит, было показано, когда мы говорили о вероятностном прогнозе. Однако его роль во взаимоотношениях руководителя и участника должна быть рассмотрена особо.
· Учет расхождения вероятностных прогнозов ситуации у руководителя и участника.
Приведем (в несколько иной формулировке) ту часть вероятностного прогноза участника, которая относится к руководителю.
Участник
рассчитывает опасается
что руководитель
оптимально осуществит наме- отступит от плана (собьется
ченную программу с пути, усложнит или упрос-
тить поход)
будет выдержанным, заботли- окажется несдержанным, не-
вым, компетентным справедливым, не вполне ква-
лифицированным
создаст хорошую атмосферу в не сумеет сплотить группу
группе и т. д.
и т. д.
Совпадение действительности с левой колонкой (положительной моделью ситуации) участник, имеющий некоторый опыт, воспримет без особых эмоций, как должное. Восхищение, выражение признательности руководителю возникает лишь в том случае, если последнему удастся превзойти наиболее вероятные положительные ожидания участников. Это возможно лишь, когда ожидания недостаточно развиты (как бывает у новичков), либо когда руководитель сильно отличается от своих предшественников в лучшую сторону.
Ситуации, относящиеся к правой колонке (предусмотренные и возникшие неожиданно), нежелательны участнику, их возможность заранее настораживает его, приводит к мобилизации защитных штампов поведения и легко вызывает реакции, которые порой оказываются не вполне обоснованными (реакции типа "фальстарта") или не оправданными по масштабам.
Смотрите также
Исследования и открытия на территории Советского Союза
Несмотря на огромный вклад русских исследователей в изучение нашей Родины в дореволюционный период, все же многие районы к востоку от Енисея, северные и восточные окраины нашей страны, южный пояс го ...
Звенящие скалы
На востоке США в гористой местности штата Пенсильвания в районе реки Делавр наблюдается странный, необъяснимый до сих пор феномен. Здесь можно услышать, как поют скалы. Они издают громкие звуки, нап ...
Чудеса природы
Удивляясь разнообразным явлениям природы, мы называем их чудом. Это слово точнее всего выражает наше восхищение перед непостижимой гармонией, силой и красотой окружающего мира.
История самого изв ...