Причины резкого сокращения торговли между странами СНГ лежат на поверхности. Картину кризиса в области торговли между государствами содружества, кроме постоянного спада промышленного производства, дополняет также введение таможенных пошлин, переход взаиморасчетов на СКВ и, как следствие,- свертывание кооперационных связей между предприятиями. Упомянутое выше создание в рамках СНГ платежного и таможенного союзов пока является делом будущего. Пока же проблему поддерживания внешнеторговых отношений с ближними соседями на минимально необходимом уровне Украина, как и другие республики бывшего СССР, решает с помощью заключения двусторонних экономических соглашений. По существу, эти соглашения являются одной из форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, так как договаривающиеся государства берут на себя обязательства осуществлять на клиринговой основе поставке узкой номенклатуры продукции, освобожденной к тому же от экспортных пошлин. Однако, как показывает реальность, ни одно из государств содружества не выполняет в полном объеме заключенные торгово-экономичнские соглашения. По информации статистического комитета СНГ, Россия выполнила поставки большинства товаров лишь на 50% и даже менее, а партнеры России свои обязательства выполняли в еще меньшей степени. В целом практически для всех государств СНГ можно отметить значительное отставание в выполнении межправительственных соглашений по поставкам многих видов продукции, что, безусловно, оказывает огромное негативное влияние на экономическое развитие всех государств СНГ.
На сегодня очевидным фактом стала необходимость восстановления связей с бывшими республиками СССР с целью стабилизации экономической ситуации в каждой из них. Однако ключевой проблемой остается вопрос эквивалентности обмена между бывшими союзными республиками. Так, рассчеты по внешнеторговым ценам, приводимы статкомитетом СНГ, показывают, что в рамках перераспределения национального дохода в 1995 году Россия передавала другим республикам 6,8% своего национального дохода, Беларусь - 5,6%. В то же время другие республики в соответствии с этим получали дотации к своему произведенному национальному доходу в размере: Казахстан - 26%, Узбекистан - 25%, Украина - 6,9%. Исторически сложившаяся в СССР система межреспубликанского разделения труда не может рассматриваться как оптимальное. Поэтому при формировании нового экономического союза необходима разработка новой схемы сотрудничества.
Первые реальные попытки скоординировать экспортно-импортную политику СНГ пока были безуспешными. Наиболее целесообразным представляется при разработке торговой политики СНГ взять за основу принципы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Совместимость с нормами ГАТТ приобретает для стран СНГ еще более важное значение ввиду того, что 5 ее стран-членов начали процесс вступления в эту международную организацию, а за ними могут последовать другие страны. По определению ГАТТ, зона свободной торговли ( ЗСТ ), или то, что хотят создать страны СНГ, это группа из двух или более таможенных территорий, где на товары, произведенные на этих территориях, отменены таможенные пошлины и иные таможенные барьеры в отношении практически всей торговли между этими территориями.
Второе важное условие ЗСТ состоит в том, что ее цель должна сводиться к содействию торговле в рамках данной территории и не создавать барьеров в торголе с другими странами за пределами ЗСТ. Третьим важным элементом ГАТТ считает необходимость создания ЗСТ в течение 10-летнего периода в соответствии с заранее установленным планом и графиком. Согласно требованиям ГАТТ, должна быть также разработана конкретная программа, согласующаяся с необходимостью либерализации торговли между странами СНГ. Немаловажным также является положение ГАТТ о ЗСТ, касающееся свободного регионального транзита, которые в принципе должно решить основные проблемы предпринимательского сектора. С этой цель одновременно с реформой структуры грузовых перевозок в СНГ необходимо будет отменить пошлины на транзит. Стало крайне актуально осуществление дополнительных мер в СНГ, направленных на улучшение применения в рамках региона международных конвенций о перевозке грузов, а также о стимулировании и рационализации экспедирования грузов. В этой связи также предстоит срочно решить вопрос о том, в каких пределах могут действовать бюро по фрахтованию тоннажа для организации обратного фрахта.
Смотрите также
Заключение
Железные дороги в
настоящее время – основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их
удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению
с другими ...
Формы использования ресурсов
Поскольку для Кипра
туризм – это одна из основных отраслей экономики, нет ни одного ресурса,
который бы не использовали для привлечения туристов. В первую очередь – рекреационный
(поездки с целью о ...
Италия. Комплексная географическая характеристика
Италия - одна из древнейших стран мира и в
тоже время это сравнительно молодое государство, появившееся на политической
карте лишь немногим более ста лет назад после окончательного объединен ...