С каждым днем положение становилось все тревожнее. К осени 1918 года враги захватили уже четверти страны. На Волге в их руках оказалась Самара, Симбирск, Казань. Они нацеливались и на низовья реки. Удары были направлены на Царицын, на Астрахань.
Поволжье пересекала линия Восточного фронта, на котором решалась тогда судьба революции.
За Волгу красные и белые дрались особенно ожесточенно. Слишком много значил для тех и других главный водный путь России. Сначала бои шли на берегах, потом стычки начались и на воде. Ожесточение боев все нарастало. Волга кипела от разрывов. По реке плыла масса оглушенной рыбы. В сражение втянулся волжский флот. На боевом счету Волжской военной флотилии - участие разгроме белых под Свияжском, в освобождении Казани, Вольска, Сызрани, Самары. Ее корабли содействовали обороне Царицына. Волга была в огне два года.
Прошло менее четверти века - и на низовья Волги направил удар враг куда более жестокий, сильный, коварный.
Когда началась Великая Отечественная война, некоторые волжские суда, как и в гражданскую войну, превратились в боевые корабли. Они вошли в состав Волжской военной флотилии. Военные моряки действовали на плесе от Саратова до Астрахани. Отбивались от вражеской авиации, защищали при воздушных налетах грузовой флот, вылавливали из Волги мины.
Многое сделала флотилия для победы под Сталинградом.
Вместе с речниками боевые корабли перевезли через Волгу более чем полмиллиона людей, почти тридцать тысяч автомашин, свыше восьмисот орудий.
Зенитные пулеметы и орудия были установлены на обычных судах, работавших в низовьях Волги.
Буксирный пароход “Сократ” водил баржи с нефтью. За военные навигации он отразил девять атак, увеличив счет сбитых самолетов до пяти. Если на обычном судне осколок бомбы мог пробить борт или вызвать пожар, то для нефтеналивного он означал взрыв, катастрофу. Растекшееся горючее превращало воду в огонь.
Перевозки нефти и бензина продолжались на Волге без перерыва, хотя фашистские самолеты особенно охотились за танкерами и нефтеналивными баржами, зная, что в их трюмах - горючее для танков и самолетов.
“Большим кораблям - большое плавание”
Первые пароходы появились на Волге вскоре после окончания войны с Наполеоном. Их построили на Каме, главном волжском притоке.
Появление первых “посудин с печкой” вызвало на Волге немалый переполох. Завидев пламя и дым, поднимающиеся из трубы, люди на встречных парусных судах в панике прятались под лавки, а некоторые бросались в воду.
Один пароход был довольно большой, примерно такой, как нынешний пригородный катер, другой поменьше.
Первый военный корабль “Орел” появился на Волге в 1669 году. Это было трехмачтовое судно, вооруженное двадцатью двумя пушками.
Пароходы для Волги долго строились однопалубными. В 1871 году “сормовичи” построили двухпалубный, проведя в пассажирские каюты водопровод и паровое отопление.
Волжский флот не имеет равных в мире. Дело не только в числе судов, но и в их новизне, разнообразии, назначении. На многих зарубежных реках - только грузовое движение. Нигде нет такого комфортабельного, мощного флота, пригодного для поездок и для отдыха, как на Волге.
Волжский флот непрерывно пополняется судами, построенными по последнему слову техники. Кроме “Красного Сормово”, их спускают на воду многие верфи и заводы у нас и за рубежом.
Смотрите также
Электроэнергетика РФ
В электроэнергетическом хозяйстве объединены
все процессы генерирования, трансформации и потребления электроэнергии.
Это стержень
материально-технической базы всей экономики.
Обес ...
Большая голубая дыра (Белиз)
Часть системы барьерного рифа, Большая Голубая дыра находится приблизительно в 100 км от материковой части Белиз-Сити. Большое, почти идеально круглое отверстие диаметром в 400 м и глубиной 145 м., он ...
Заключение
Располагая
2,8% населения и 12,8% территории мира, Россия имеет 12-13% прогнозных ресурсов
и около 12% разведанных запасов нефти, 42% ресурсов и 34% запасов природного
газа, около 20% разведанных з ...