Уполномоченный орган исполнительной власти (ФЭК России) осуществляет государственное регулирование на ФОРЭМ и устанавливает тарифы на поставку и отпуск электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, размер абонентной платы за услуги, оказываемые РАО «ЕЭС России», по организации функционирования и развитию ЕЭС России, размер абонентной платы за услуги, оказываемые концерном «Росэнергоатом» по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций, а также формирует и утверждает баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам указанного оптового рынка, который является основой для заключения договоров на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности). На ФОРЭМ реализуется ок. 30% производимой в стране электроэнергии, а оставшаяся энергия реализуется на региональных рынках, образованных АО-энерго. При этом регулирование тарифов на указанных
ками для осуществления инвестиционных программ, как РАО «ЕЭС России», так и большинства АО-энерго, могут рассматриваться амортизация и целевое финансирование за счёт бюджетных средств. Возможности использования привлечённых средств и чистой прибыли ограничены из-за отсутствия гарантий на возврат инвестиций и наличия сложившихся принципов использования чистой прибыли (в частности, на погашение кредиторской задолженности).
Электроэнергетика — основной поставщик тепловой энергии: около 2/3потреб-ности страны в тепле и около1 в электроэнергии обеспечивается за счёт теплофикации и централизованного теплоснабжения. Основной вид ТЭЦ — паро-турбинные установки, мощностью 80—250 МВт. Более 50 ТЭЦ имеют мощность 300—1000 МВт и выше. В РФ построено и эксплуатируется более 260 тыс. км теплосетей.
С нач. 1990-х гг., в результате начавшейся коренной перестройки структуры экономики, спрос на электрическую и тепловую энергию существен-
но понизился (на 25—30% в 1998 по сравнению с 1990), вследствие чего баланс электроэнергии претерпел серьёзные изменения. Отпуск электроэнергии внутренним потребителям снизился примерно на 25%, конечным потребителям — на 28,4%, потери в электрических сетях возросли с 8,4% до 12,4%. Конечное потребление электроэнергии под воздействием сокращающегося внутреннего спроса, особенно в промышленности, в 1991—98 снижалось, несмотря на рост её потребления населением. В результате на каждые 100 кВт/ч конечного потребления расход на собственные нужды электростанций и потери в электрических сетях выросли на 6,0 кВт/ч (в 1990 — 17,1 кВт/ч, в 1998—23,1 кВт/ч).
Средний удельный расход топлива в целом (на производство электрической и тепловой энергии) к 1997 вырос на 2,8% по сравнению с 1993, однако по отношению к 1990 его величина практически не изменилась. Топливная составляющая затрат в неизменных оптовых ценах за 1993—97 увеличилась на 11,1%, причём на 74% —за счёт роста цен на топливо для ТЭС и примерно на 26% — за счёт роста удельного расхода топлива.
Затраты на оплату труда и социальные нужды в электроэнергетике в 1991—2001 росли опережающими темпами по сравнению с производительностью труда. При этом производство электроэнергии до 1998 сокращалось, а среднегодовая численность промышленно-производственного персонала в 1992—2000 выросла на 48,56%. Другой быстро растущей компонентой затрат являются «прочие затраты», которые в 1991—97 увеличились почти в 68 раз при росте суммарных затрат на производство и реализацию электроэнергии примерно в 50
раз. Удорожание
производства и распределения электроэнергии в сумме
привели к росту среднего тарифа для конечных потребителей. Для 1990-х
гг. был характерен опережающий рост тарифов на электроэнергию по сравнению с оптовыми ценами на промышленную продукцию. По данным Госкомстата РФ к дек. 2001 (по сравнению с дек. 1991) цены производителей промышленной продукции увеличились в 12798 раз, а электроэнергии — в 22891 раз. Серьёзной проблемой остаётся перекрёстное субсидированиеодних потребителей (как правило, населения и сельскохозяйственных организаций) другими (как правило, промышленными предприятиями).
В 1998—2000 экономические показатели отрасли ухудшались: сократилось сальдо прибылей и убытков электроэнергетики, нарастало превышение кредиторской задолженностиредь сказалось негативное влияние системы взаимных неплатежей и бартерных сделок. Управление электроэнергетикой со стороны государства было недостаточно эффективным. Масштаб ввода в действие новых основных производственных фондов в электроэнергетике в течение 1990-х гг. был крайне незначителен. Инфляция 1992—95 над дебиторской, уровень рентабельности продукции отрасли снизился с 24,0% в 1992 до 13,7% в 1999. Ухудшение экономического состояния электроэнергетики вызвано влиянием группы факторов. Один из них имеет системный характер и непосредственно не связан с отраслью: общий экономический спад серьёзным образом повлиял на функционирование электроэнергетики. На финансовом состоянии и развитии отрасли в первую очередь Московская ТЭЦ-23 ЛЭП в Западной Сибири в сочетании с первоначально низкой оценкой фондов электроэнергетики способствовали свёртыванию инвестиционной политики — принятые нормы амортизации не обеспечивали накопления необходимых финансовых ресурсов за счёт собственных средств.
Смотрите также
Мореплавание и морская география у народов Азии в средние века
Народы Азии — индийцы, китайцы, малайцы и арабы — в течение средних веков добились значительных успехов в области географических знаний, развития мореплавания в Индийском и Тихом океанах ...
История священного государства Ватикан.
Около 2000 лет назад в маленьком
иудейском селении в бедной семье плотника Иосифа, у его жены Марии родился сын,
которого нарекли Иисусом. Именно это событие привлекло за собой появление новой
...