В конце концов руководителям стран Содружества удалось выработать компромиссную формулу, позволившую представителям правительства Музоревы и лидерам ЗАНУ и ЗАПУ принять участие в конституционной конференции в Лондоне осенью 1979. Председательствовавший на ней министр иностранных дел Великобритании Каррингтон затратил немало сил, прежде чем участники пришли к соглашению, которое предусматривало временное восстановление в Родезии колониального управления Великобритании, прекращение войны и незамедлительное проведение выборов. Переходная конституция Зимбабве со сроком действия с 1980 по 1990 содержала ряд статей, которые обеспечивали экономические привилегии белому меньшинству по меньшей мере на десятилетие. Гарантировалось также сохранение за 150 тыс. белых 20 из 100 парламентских мест путем процедуры голосования по отдельному избирательному списку. Эта процедура могла быть отменена до 1987 лишь при единогласном решении парламентариев, что, учитывая представительство белых в парламенте, было нереально. Кроме того, в конституции содержались положения, запрещавшие принудительный выкуп земли государством и введение в стране однопартийной системы правления до 1990. Как и в случае с процедурой формирования состава парламента, для изменения этих положений до установленного конституцией срока требовалось единогласное одобрение парламента.
В начале 1980, после того как партизаны сдали оружие и были демобилизованы, в стране началась предвыборная кампания. Кандидаты от ЗАНУ и ЗАПУ баллотировались по разным спискам. Своих кандидатов выдвинули и политические группировки Музоревы и Ситоле. Правительства Великобритании и ЮАР ожидали победы Нкомо и были поражены успехом Мугабе, который одержал победу на волне своей популярности в период борьбы за независимость и как представитель крупнейшей этнической общины в стране. По результатам выборов ЗАНУ получил 63% голосов и 57 из 80 «африканских» мест в парламенте, ЗАПУ – 20 мест и Национальный африканский совет Музоревы – 3 места. Было сформировано правительство во главе с Робертом Мугабе, и 18 апреля 1980 Зимбабве был провозглашен независимым государством.
Мугабе ввел в состав кабинета нескольких видных представителей белой общины. В начале 1980-х годов по инициативе Мугабе были повышены закупочные цены на товарную сельскохозяйственную продукцию, что помогло избежать массового исхода белых фермеров из страны. Повышение цен было с удовлетворением встречено и мелкими африканскими фермерами. Несмотря на постоянные требования проведения земельной реформы, премьер-министр заверил белых землевладельцев, что их собственности не угрожает конфискация. На протяжении первой половины 1980-х годов число белых фермеров выросло, хотя в целом из-за иммиграции численность белой общины сократилась к 1985 до 95 тыс. человек.
Когда в 1982–1984 в Южной Африке была сильная засуха, Зимбабве сумел пережить это трудное время гораздо легче большинства соседних государств благодаря тому, что цены на сельскохозяйственную продукцию были выгодны производителям, что вкупе с продуманными организационными мерами позволило создать запасы продовольствия. Хотя правительство занималось регулированием цен и внешней торговли и приобрело ряд предприятий, оно не стремилось изменить характер национальной экономики, значительную часть которой контролировали белые. С помощью крупных иностранных займов и безвозмездных субсидий правительство сумело свести к минимуму ущерб от вывоза капитала в связи с отъездом части белых из страны в первой половине 1980-х годов. Регулярно выплачивая требуемые суммы по внешним займам, полученным до 1965 и после обретения независимости, правительство Мугабе зарекомендовало себя надежным партнером. Введение ограничений на импорт позволило правительству своевременно и по намеченному плану выплачивать внешние долги, в конце 1980-х годов даже появилась возможность снизить долю экспортных поступлений, идущую на обслуживание внешнего долга. В то же время из-за импортных ограничений объем инвестиций уменьшился, что привело к деградации инфраструктуры, сокращению промышленного производства и сферы услуг. Частично из-за нехватки средств, необходимых для выкупа земли и сельскохозяйственного оборудования у белых фермеров, а также вследствие нежелания правительства, скованного соответствующими ограничениями конституции 1980, нарушать привычный ход сельскохозяйственного производства, процесс переселения безземельного крестьянства не форсировался.
Смотрите также
Развитие Кореи после Великой Отечественной войны
Страна
в Восточной Азии, занимает Корейский п-ов, прилегающую к нему часть материка и
около 3,5 тыс. прибрежных островов. Территория- 220,8 тыс. км2 .
Население - свыше 60 млн., в о ...
Постоянные реквизиты бланка
Государственный герб Республики Беларусь (1). Изображение Государственного герба помещают на бланках в центре верхнего поля. Диаметр изображения не должен превышать 17 мм.
Правом помещать изображе ...