Особо охраняется законом труд женщин, в первую очередь женщины-матери. Продолжительность рабочего дня женщины, имеющей 3 и более детей,—6 часов при оплате 8-часового рабочего дня. В целях повышения трудовой активности женщин местные органы власти и местные государственные учреждения обязаны создавать ясли и детские сады, а также организовывать для домохозяек надомные промысловые кооперативы.
Законодательство гарантирует социальное обеспечение: мужчинам с 60 лет, а женщинам с 55 лет выплачивается пенсия. Выдаются также пособия в случае временной или полной нетрудоспособности, в случае болезни, утраты кормильца, одиноким престарелым людям. В октябре 1985 г. была введена система социального обеспечения кооперированного крестьянства.
Обучение в КНДР бесплатное, студентам техникумов и вузов выплачиваются стипендии. Государство обеспечивает не только школьников, но и студентов бесплатной формой и учебниками (студенты выплачивают лишь 20% стоимости учебников). Большое внимание уделяется воспитанию детей в яслях и детских садах.
Несмотря на значительные успехи в повышении уровня материального благосостояния трудящихся, все еще продолжают оставаться актуальными вопросы наиболее полного и всестороннего удовлетворения нужд населения в продовольствии и одежде. Государство еще вынуждено осуществлять нормированное снабжение населения основными продуктами питания и некоторыми товарами широкого потребления по низким ценам, используя систему государственных дотаций. Есть еще нерешенные проблемы в области жилищного строительства, приводящие к нехватке благоустроенного жилья в отдельных городах и районах страны. Нуждается в совершенствовании система городского транспорта, коммунального хозяйства.
Народное образование.
Японские колонизаторы проводили в Корее политику, направленную на ограничение образования. В наиболее неблагоприятном положении находилась северная часть страны. В 1945 г. здесь насчитывалось 2,3 млн. неграмотных.
Созданные после освобождения органы народной власти направили усилия на ликвидацию неграмотности, повышение уровня общего и профессионального образования населения. К марту 1949 г. неграмотность в Северной Корее в основном была ликвидирована.:
Большую помощь в области народного образования КНДР оказал Советский Союз. В республике работало большое число советских специалистов. За основу обучения брались советские учебные планы, использовались советские программы и учебники.
Система народного образования последовательно развивается. В 1956 г. в КНДР было введено всеобщее обязательное начальное образование, а в 1958 г.—впервые в Азии—всеобщее обязательное 7-летнее обучение. В 1967 г. было введено всеобщее обязательное 9-летнее образование, в 1975 г.—всеобщее обязательное 11-летнее обучение, включающее одногодичное дошкольное и 10-летнее школьное образование и сочетающее общее среднее образование с техническим. Ныне действуют свыше 10 тыс. школ.
.Система высшего образования включает повышенные техникумы или учительские институты с двухгодичным сроком обучения, вузы, втузы. С 1946 г. в Пхеньяне функционирует Государственный университет им. Ким Ир Сена. В 1987 г. в стране насчитывалось 245 вузов и около 600 средних специальных учебных заведений. В школах, техникумах и вузах страны обучается свыше 8 млн. чел. В народном хозяйстве трудятся более
3 млн. инженерно-технических работников и квалифицированных специалистов. Широкое распространение получило обучение по месту работы без отрыва от производства. За его организацию прямую ответственность несет администрация предприятия, учреждения. Существует также широкая система переподготовки и повышения квалификации партийно-хозяйственных работников.
Здравоохранение.
В колониальной Корее здравоохранение находилось на крайне низком уровне. Частные врачи обслуживали лишь японское население и корейскую знать. Трудящиеся были фактически лишены медицинской помощи^ В стране были широко распространены оспа, холера, проказа, желудочно-кишечные заболевания (брюшной тиф, дизентерия и др.), обусловившие высокую смертность населения. Наиболее высокая смертность была от туберкулеза.
После освобождения страны положение в корне изменилось. Народная власть взяла курс на общедоступность медицинской помощи, профилактику заболеваний, активное участие общественности в работе органов здравоохранения, постоянное совершенствование медицинской науки.
В результате широкой санитарно-профилактической работы ликвидированы очаги многих инфекционных заболеваний, в частности холеры, оспы, брюшного тифа, энцефалита и др. ''Население КНДР пользуется бесплатным медицинским обслуживанием. Растет число медицинских учреждений. Общая численность больниц, поликлиник, амбулаторий и медицинских пунктов увеличилась по сравнению с 1945 г. в 60 раз. Насчитывается около 10 тыс. медицинских учреждений. На каждые 10 тыс. жителей приходится 47 врачей (в 1946 г.—один врач) и 150 больничных коек. В распоряжении трудящихся более 120 санаториев и курортных лечебниц. Наряду с современной медициной развивается традиционная корейская народная медицина.
Смотрите также
Заключение. Потомки Заратустры
Осетины – небольшой народ, живущий в
центральной части Кавказского хребта и прилегающих предгорьях. Сами себя
осетины называют “ир”, у античных авторов они известны под названиями “алан” и ...
Электроэнергетика РФ
В электроэнергетическом хозяйстве объединены
все процессы генерирования, трансформации и потребления электроэнергии.
Это стержень
материально-технической базы всей экономики.
Обес ...