Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, продукции или услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Конкуренция представляет собой одну из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой отрасли определяются влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – это экономическое состояние региона, содействие государства развитию отрасли, нормативно правовая структура и т.д. К внутренним факторам относятся финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.
Видовая конкуренция выражается в том, что конкурентные отношения возникают между фирмами, осуществляющими продажу товаров или услуг одного функционального назначения. Таким образом, видовая конкуренция определяется совпадением ассортимента предлагаемых услуг, и когда предлагаемые услуги существенно не отличаются по качеству и цене.
Следует различать прямую и косвенную формы конкуренции. Под прямой понимается такая конкуренция, при которой зоны обслуживания фирм одного функционального назначения пересекаются. Под косвенной формой конкуренции подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного функционального назначения.
Существуют так же три вида конкуренции:
1. Соревновательная конкуренция ведется между двумя фирмами, основана на противоречии интересов заинтересованных сторон.
2. Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного удовлетворения потребностей покупателей.
Представительный тип конкуренции возможен в условиях преимущества над конкурентным окружением. Это значит, что руководство фирмы конкурирует не для увеличения прибыли, а для престижа, удовлетворения своих честолюбивых потребностей в успехе и признании.
Конкурентоспособность предприятия определяется как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практически прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности – это итоги работы предприятия.
Конкурентоспособность предприятия будет обеспечена в том случае, если оно сможет своевременно предложить услуги, соответствующие требованиям потребителей в необходимом количестве, ассортименте, качестве.
Конкурентоспособность предприятия характеризуется следующими показателями:
1. Конкурентоспособность товара и услуг
2. Прибыль с объема продаж
3. Темпы роста объема продаж
4. Объем реализованных товаров или услуг
Увеличение перечисленных показателей будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности предприятия.
Для анализа конкуренции можно использовать различные методы. Одним из показателей, характеризующим ситуацию на рынке относительно конкуренции является показатель концентрации фирм, предлагающих товары и услуги.
Концентрация фирм отражает относительную величину и количество фирм, действующих на данном рынке. Чем меньше число Фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Так же уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на сотрудничество.
Смотрите также
Осетия из прошлого в будущее
...
Почвенно-растительный и животный мир саванн
Португальское слово саванны вошло в употребление, прежде всего, в Африке, где
саванны занимают огромные
площади — около 30% всей территории. Другие название саванн — «ст ...
Наступает время глобальных изменений в экосистеме Земли
Учёные из Университета имени Гёте во Франкфурте исследовали африканскую саванну и пришли к выводу, что саванна может очень скоро превратиться в лес. Что будет с её обитателями? Ведь на просторах сав ...